19 марта 2016 года в нашей обители впервые была проведена игуменом Евсевием миссионерская Божественная Литургия.

Таким понятием называется Божественная Литургия, сопровождаемая толкованием каждого отдельного элемента богослужения. Главная цель проведения миссионерской службы - приближение к пониманию человека того, что происходит в алтаре и храме во время совершения Таинства Евхаристии.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор.
За богослужением молились паломники, братия и сотрудники монастыря.
В конце службы игумен Евсевий особенно обозначил высокую значимость понимания Литургии как центрального и кульминационного богослужения в жизни каждого православного христианина.

Проповедь 19 марта 2016 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благодарение Господу, что мы с вами сегодня, можно сказать, с рассуждением отнеслись к той службе, которая для нас стала привычной. К сожалению, есть такая болезнь, духовная, в человеке – привычка к святости. И это касается почти каждого из нас: тех, кто редко ходит на службу и тех, кто присутствует чуть ли не каждый день. Особенно это касается людей пожилого возраста: люди, которые изо дня в день, из месяца в месяц приходят на службы, привычным делом покупают свечи, ставят их на подсвечники, исповедуются, причащаются и участвуют в других Таинствах. Это происходит не столько сознательно, сколько традиционно – внешнее соблюдение обрядов и части богослужения. А мы должны подойти к этому со страхом Божиим, с благоговением и с духовным рассуждением. Поэтому нам святые отцы через Церковь вещают, что мы должны с вами делать это рассудительно. И каждый раз готовиться к службе не простым чтением обычного молитвенного правила, а так, чтобы это все было осознанно.

Есть такое духовное упражнение, которое рекомендуют святые отцы – это рассуждение в молитвах. Скажем, берем одну из молитв, обычную: «Царю Небесный», «Отче Наш», вы идете одна по дороге, и есть время и возможность о чем-то порассуждать. Можно, конечно, выбрать какие-нибудь проблемы повседневной жизни и снова влезть в это болото, и мучить себя этими мыслями. А можно рассудить о таких очень важных вещах, как молитва. Читаем «Царю Небесный» и вспоминаем, что мы стоим перед Царем Небесным, который есть Царь всех царей, который находится на Небесах, но незримо пребывает ближе, чем наша нательная рубашка. И просто рассуждаем о тех молитвах, которые мы обычно читаем каждый день.

 Во время литургии, очень полезно следить за этой службой, вникать в смысл того, что происходит, и что читает священник. Это очень важно! Нет ни одного слова, которое можно было бы изъять из службы, и оно посчиталось бы лишним. Таких слов нет. Переберите службу, и каждая молитва будет иметь свое значение.

Богословие ¾ это тяжелая наука, да? И действительно, это наука из всех наук. Мы можем только рассуждать о вещах, которые соприкасаются с нашей жизнью, изучать их, исследовать, говорить о научном мире, выстраивать гипотезы, свои версии, делать выводы. Но все это о вещах земных, о том, что мы можем увидеть, осязать и предложить другим людям. А попробуйте Бога увидеть, осязать и предложить другим людям. Тяжело, правда, невидимое исповедовать? Тем не менее, святые отцы, которые познали Бога всей своей жизнью, еще раз повторю, это не наитие Святого Духа: он шел по дороге, раз, и Дух Святой снизошел, и он понял, кто такой есть Бог, и как надо жить. Это подвиг всей его жизни, это старания, рутинная работа над своей душой, изучение своей души, изучение внутреннего своего мира, победа над страстями. И вот когда он побеждает эти страсти, начинается духовная жизнь. И в этой духовной жизни он познает Бога, познает любовь, Божественный свет и не явное представляет нашему вниманию явным, не видимое представляет нам, как бы видимым. И вот это богословие, которое мы видим в молитвах, тайных или во всеуслышание –это только малая степень того, о чем они думали. Посмотрите, о себе они могли только скромно думать, их просьбы сводятся только к одному: о людях, странствующих, путешествующих, страждущих, плененных и о спасении их. Но о себе они мало задумывались. Они больше задумывались о Боге и о тех, кто окружал их. И в этом был их подвиг, и в этом было их богословие.

Святые отцы не предлагают нам ничего лишнего. А утомляет нас чаще всего наша несосредоточенность, наше невнимание к ходу службы. Нам кажется непонятным и лишним: «Вот это можно было бы опустить и забыть – было бы короче». Вообще, это форма благочестия человека. Она утверждалась и формировалась в течение веков. Представляете, древние христиане несколько тысяч лет назад молились так, как мы с вами? И читали точно такие же молитвы. И какого бы они ни были сословия, национальной принадлежности, все они молились так, как мы с вами. Так молился святитель Николай, святые апостолы, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. И если мы им сопереживаем, тогда эти молитвы становятся для нас доступными, понятными и нелишними. Они становятся нашей сердечной принадлежностью и та благодать Божия, которая действовала в них, сегодня действует в нас. И тогда уходит из-под нас и пространство, и время. И человек не томится мыслью: «Когда же закончится служба, и что это такое – священник что-то непонятное говорит?» Должно быть каждое слово, и это слово станет для нас родным и близким. К чему я вас всех призываю. И, дай Бог, чтобы сегодняшняя служба, с духовным рассуждением и небольшим комментарием, послужила нам закваской, духовной, на будущее, чтобы мы к этим серьезным вещам относились очень серьезно и внимательно. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.