Вы здесь

Молитва - матерь всех добродетелей

воскресенье, августа 7, 2016

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Мы так много говорим о духовной жизни, читаем о ней, слушаем, беседуем между собою и не всегда понимаем, что духовная жизнь очень тесно связана с молитвой. Святые отцы свидетельствуют, что молитва является матерью всех добродетелей. Молитва - это, своего рода, духовный барометр, который определяет степень нашего совершенства и жизни в Боге.

Если человек находится в молитве и пытается мыслить о Боге в любое время суток, это говорит о том, что человек заботится о духовной жизни. И наоборот, если он опускает свое молитвенное правило, если он пренебрегает молитвой и свой ум предает всякой суетной мысли, это говорит о низком уровне его духовной жизни. Если человек молится, значит у него есть вероятность к концу своей жизни стать настоящим христианином, человеком, посвятившим себя Богу, несмотря на свой социальный статус, где бы он не находился, чем бы он не занимался. Если он молится, есть какая-то гарантия, что он станет Божиим человеком. И наоборот, если он не молится, то никаких шансов у него нет, каким бы он добрым человеком не был, как бы не был он расположен к вере, к любви, ближним. Без молитвы невозможно стяжать ни одну из этих добродетелей, ни смирения, ни терпения. Попробуйте терпеть без молитвы или смиряться без молитвы, попробуйте думать о Боге тоже без молитвы.

Не думается никак, потому что человек настолько окружен массой забот, что ему тяжело подумать о Боге. А молитва способствует тому, что человек думает о Боге, пусть какое-то строго определенное время, утром, вечером, в обед, когда он выполняет свою молитву. Но хотя бы это время он посвящает Богу, зная строго определенные дни поста: среда и пятница или четыре установленных поста. Он знает, что в субботу, воскресение, в двунадесятые праздники надо прийти на Богослужение и хотя бы вот этот минимум способствует человеку вспомнить о Боге, о своей бессмертной душе и о вечности. Если он этого не делает, то поверьте мне, какой бы он ни был хороший человек, он предастся массе всех забот, его будет раздирать на тысячу мелочей и покоя не найдет ни днем, ни ночью. Казалось бы, уже ночью человек должен отдыхать, ни о чем не думать. Ложится спать, а он все думает и думает. Спит, а голова работает о чем-то, о чем мы переживаем внутри себя. То, что мы должны были с Богом переживать, кто-то огорчил нас словом, больно, неприятно и так можно было в Боге пережить спокойно, пятнадцать минут помолился и забыл об этой скорби. А не помолился и переживает день, два, сутки, ночь, конца и края этому нет. Господь намеренно попускает человеку для смирения, ведь он знает выход из этого тяжелого положения, но пренебрегает им. Он думает, что сам должен найти выход из этого положения и начинает думать, как же мне поступить и что же мне такое сказать, чтобы выйти из этого, да еще и сухим из воды.

Вот эта человеческая поврежденная природа говорит нам о том, что она не терпит никаких отношений, касающихся Бога. Если мы хотим жить духовной жизнью, значит, тогда будем жить в Боге. И никаких компромиссов быть не может. Если человек уже живет по плоти, но вдруг захотел жить по духу, то он не может разделиться надвое. Как Господь говорит, что не можем служить Богу и мамоне. Либо одному будем служить, а другим пренебрегать. Поэтому каждый из нас на примере Евангельского чтения, которое мы сегодня слышали про двух слепцов, будем следовать за Ним. И так сказать, кричать в своем сердце Богу: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя!». А в наше время используем Иисусову молитву на всякое время. Господь услышит нас, Он не тиран и никогда не хочет человеку зла. Если в нашей жизни что-то не складывается, вот, например, пришли на службу, а человек не испытывает радости, стал на молитву, а утешение к нему не приходит, стал читать святоотеческую литературу, а она его не насыщает, доброе дело делает, а оно его раздражает. Это говорит о том, что в человеке что-то не так, что он пытается выстроить свои отношения с Богом и человеком не правильно, либо превысил свои полномочия и пошел на поводу своего самолюбия, сказал, я сделаю, я смогу. Сделал, а утешения не получил. А бывает, человек маленькое доброе дело сделал, напоил чашей воды и смотришь, радость такая, как будто он весь мир обнял или за него пострадал. Поэтому Господь требует от нас маленького, но постоянного. Есть у нас молитвенные правила небольшие, сделайте их постоянными. Если мы уже посвящаем свою жизнь Богу, то хотя бы один раз в неделю найдем время, чтобы прийти на службу и Господь нам из этого малого даст очень многое. В этом и есть правосудие милосердия Божиего. Аминь!