Вы здесь

Насколько важно иметь веру и не сомневаться (Проповедь 05.05.2019)

пятница, мая 10, 2019

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня, с Неделей первой по Пасхе, которую ещё называют Фоминой Неделей. Мы в евангельском повествовании вспоминали апостола Фому, который по неверию своему потребовал увидеть Христа. Не просто увидеть, а прикоснуться к Его ранам. Только тогда он обещал поверить в воскресение Христа.

Это очень напоминает нам нас самих. Мы, в общем-то, не подходим под эту заповедь блаженства, поскольку не видим и очень мало веруем. Почти каждый из нас, справедливости ради, признаёт, что мы часто сомневаемся в Боге, очень часто высказываем Ему свои ультиматумы: «Если бы Ты мне – то я бы Тебе», «Вот, если бы Ты мне сотворил чудо, Ты мне покажи, тогда я пойду за Тобой, куда Ты мне скажешь». А без этих свидетельств, без этих чудес мы, к сожалению, не всегда готовы идти за Христом.

Тем не менее не было бы этих обстоятельств, эта категория маловерующих людей, сомневающихся, она бы, наверное, осталась от Бога вдалеке. А мы по милости Божией и по милосердию Его всё-таки признаём Бога, мы веруем в Него настолько, насколько можем. Пусть мы не можем передвигать горы с места на место, да? Потому что свидетельствует Сам Господь, что если бы мы имели чуточку веры, капельку, то могли бы и горы переставлять. Но даже этого, наверное, у нас нету, потому что горы переставлять мы не можем.

Но мы можем с вами творить добрые дела – это не меньше, чем горы переставлять с места на место. Порой настолько человек испытывает трудности в том, чтобы простить, найти добрые слова, остановиться, увидеть немощь ближнего, нужду его и помочь ему. Порой ему надо так много усилий сделать для этого. В этом ему помогает сила убеждения в том, что Господь всё видит, что мы будем отвечать перед Богом за каждый наш поступок.

Дай Бог, чтобы наша вера была такова, чтобы мы как можно меньше сомневались. А для этого мы должны просить у Бога. Первое, по свидетельству святых отцов, чтобы укрепляться в вере надо выпросить её у Бога. Ведь вера – это дар Божий, и мы сами к нему не пришли. Очень часто люди высказывают такое заблуждение: «Я к Богу пришёл», – и пытается ещё кому-то помочь прийти к Богу. Разными способами, и порой внедряется в жизнь другого человека настолько грубо, что теряет дистанцию с ним и потом никак не может его привлечь прийти в храм. Эта ошибка, насилие над человеческой личностью, она бывает даже трагичной. И мы не видим рядом с собой детей по той причине, что были настойчивы, несвоевременно были настойчивы. Поэтому очень, пожалуйста, будьте внимательны, помните всегда, что каждый приходит к Богу в своё время и при тех обстоятельствах, которые определяет Бог, а не человек.

По-человечески нам хочется, чтобы всё было быстро и легко. Не ищет человек трудных путей – чаще всего ищет полегче. «Я вот сейчас приду, я ему скажу, я вот услышала, точно, если я ему перескажу это чудо – он точно пойдёт в церковь». Пересказала, а он взял и отмахнулся. И у нас приходит разочарование: «Ну как достучаться до тебя?». Мы озлобляемся, а это Богу не угодно. Там, где есть злоба, где есть раздражение – Бога нет. И, значит, слова, звучащие из наших уст, они уже не от Бога, они человеческие, обычные, и поэтому не имеют такую силу влияния на другого. Мы стараемся изо всех сил, по-человечески, и не получается. Причина тому, что мы поторопились. Должно прийти своё время.

Ведь апостол Фома отсутствовал не случайно. Даже это обстоятельство было попущено Богом, чтобы он пришёл позже всех. Не от того, что он был какой-то особенный – все были маловерными. И наверняка, что, если из этих остальных десяти был кто-то, кто бы отсутствовал, он тоже, наверное, подобно Фоме поступил. Но ради нас, ради этой части людей, которые маловерны, Господь попустил Фоме задержаться, чтобы уже даже таким образом засвидетельствовать: «Ну, если ты не веришь – то увидь, прикоснись и тогда верь» (Ин. 20:27). Господь ждал, восемь дней прошло. Всем являлся, даже являлся ученикам от семидесяти. Даже женам-мироносицам являлся. Однако Фоме сделал такую выдержку – восемь дней для того, чтобы он пришёл сам.

То есть эти восемь дней и есть тот период времени, через который приходят остальные люди. Кто-то пришёл в детстве, кто-то пришёл в зрелые годы, кто-то в более позднее время. После сорока, после шестидесяти, даже после восьмидесяти люди приходят. И не смущайтесь, что они пришли не сразу, потому что не от времени зависит, а зависит от конца, с какой душой, с какой готовностью человек пришёл.

Проанализируйте себя, подумайте, взгляните в глубину своей души и скажите самим себе: действительно ли мы соответствуем христианскому идеалу? Такому, какого ждёт от нас Господь? Какой должен быть христианский идеал? Горячая вера апостола? Ум Петра? Просвещённость апостола Павла? Горячность, готовность идти на все лишения, чтобы победить в себе грех? Мы с вами похожи на этих людей? Да нисколько. Нет в нас этой горячности, нет этого богопросвещённого ума, и нет у нас мужества и готовности страдать за Христа любой ценой в борьбе со своими недостатками. Так соответствуем ли мы? И чего же мы пытаемся вытянуть из рядом стоящих людей? В этом наша ошибка, что мы в себе не разобрались, себя не просветили и тянем ещё другого человека: «Давай-давай, давай». Это только форма.

Сущность, глубина христианства как раз-таки находится в чистоте, в горении духа человека перед Богом. Поэтому, пожалуйста, наберитесь мужества в отношении себя, приняв себя такими, какие мы есть: слабоверные, маловерные, сомневающиеся, – и таких Господь не оставляет. Проявите терпение к тем, кто ещё не готов переступить порог храма, но придёт время – его Господь обязательно призовёт. И поверьте, Он найдёт способ такой, который будет действительно иметь силу. Это может быть мельчайшая какая-то случайность. Встретит человека, или с ним что-то случится, может, заболеет даже, не дай Бог. Но это будет способствовать тому, что он придёт к вере. А сейчас и в отношении себя, и в отношении даже маленьких детей мы должны быть терпеливы по-христиански и мудры также, как были мудры апостолы.

Смотрите, насколько они настойчиво проповедовали Святое Благовестие: и писали, и приходили, и проповедовали, и неоднократно убеждали. Но каждый из них понимал, что чуда быстрого не произойдёт. Если человек пришёл к Богу, то это ещё не конец – это начало.

Вот мы пришли к Богу сейчас, и это не конец. Это только начало всех начал. Нам ещё очень много надо потрудиться и на горизонте своей жизни, может быть, мы увидим тот идеал, который от нас Господь требует. И даже если мы его не достигнем, то по смирению нашему Господь всё равно нас примет.

Поэтому желаю вам, дорогие братья и сёстры, укрепления веры и не отчаиваться, если случается и приходит мысль какая-то сомнения или неверия, а бороться с ней и просить у Бога веры.

Аминь.