Вы здесь

Не нужно жить как все! (Проповедь 19.07.2020)

понедельник, июля 27, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и памятью преподобного Афанасия Афонского. Сегодня во время чтения Евангелия мы слышали историю из жизни Иисуса Христа как Он, посетив один из домов, был тесно окружен народом. И пришли друзья одного расслабленного, которые принесли его на одре болезни. Этот человек был абсолютно неподвижен. И поскольку не было возможности подступиться к этому дому, они были вынуждены открыть кровлю и спустить его через крышу дома, чтобы Иисус Христос Своим Божественным словом исцелил его.( Мк.2:2-4)

Эта история примечательна тем, что мы увидели в ней настоящую дружбу, о которой Божественный апостол Павел сказал: «Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). И вот на этом примере мы видим людей, которые не просто верили во Христа, а проявили некоторое действие самоотверженности.

На примере сегодняшней геополитической ситуации мы видим, что мнение одного человека подавляется множеством других. Бывает, отстоять свое собственное мнение очень сложно, потому что все думают и поступают иначе. И тут вдруг нашлись те, которые не смотря ни на что, проявляют такую активность. Для многих из нас это непонятное явление, потому что мы обычно живем как все. Как все думают - так думаю и я; как принято поступать - так поступаю и я; какая существуют модель поведения человека - так живу и я. Существуют какие-то общепринятые позиции, которым чаще всего учат своих детей родители, воспитывают по таким принципах и, наверное, делают человека более ограниченным в своих возможностях. Мы должны понять, что любой человек - это индивидуальность. Он особенный, он сам по себе и имеет право на мысль и на свое мнение. И уже, соответственно своему внутреннему зрению, может поступать и совершать благородные поступки, несмотря на то, что кто-то что-то скажет.

В сегодняшнем евангельском чтении фарисеи помышляют в сердцах своих: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи кроме одного Бога?» ( Мк. 2: 7 ). И видя их мысли, Христос говорит: «Что проще сказать, встань и ходи? Или прощаются тебе грехи твои?» ( Мк.2:9) И вот в этом отображается сила Христа, Который послужил нам добрым примером. И вы наверняка видите это отличие Богочеловека Христа от обычных людей. Мы привыкли жить общим мнением, а Он имел волю Небесного Отца и говорил то, что было неудобоприемлемо для других людей. Например, Моисей в Ветхозаветном Законе говорил: «Око за око, глаз за глаз. Если убил ты - убьют и тебя». А Господь говорит: «Любите врагов ваших» (Лк. 6:27). И за что Его было особо ненавидеть? За Его индивидуальность? За то, что Он говорил не так как все, думал не так как все? Он говорил: «Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Он нашел пути духовного развития человека без привязки к букве закона. И святые отцы, отображая слова этого закона, говорили: “Любовь побеждает все”

Мы очень привязаны к правилам и нормам жизни людей. Мы так научены. И я не пытаюсь осуждать того из вас, кто поступает согласно этим нормам и не по закону Христову. Но есть такие моменты, которые подчеркивают неправильность нашей жизненной позиции: «Если существует общественное мнение, то, извините, этому противостоять невозможно» Но почему мы не можем думать как Христос, поступать как Он? Быть отличными от той серой массы, которая вокруг нас? Мы привыкли соответствовать общественному сознанию. А как же наше собственное мнение? Куда его девать? Разве мы с вами не люди? Разве мы не имеем право выбора? Разве мы с вами не индивидуальны? Посмотрите друг на друга! Насколько мы все разные! Мы отличаемся глазами, выражением лица и т. д. И если человек способен думать и совершать благородные поступки - это высокое отличие человека. Если он научился думать не так как все - это важно. Потому что это задает направление жизни. Если мы живем как все и поступаем как все, то, значит, тогда мы ничем друг от друга отличаться не будем. Вот какого уровня общество достигло, на том мы и остановимся. А Господь предлагает нам уровень жизни высокого порядка, который выше человеческого мнения, выше общественного сознания.

Почему мы, вчитываясь в слова святых людей, находим в них глубину? Откройте любого святого отца, и вы увидите там отличительную особенность по сравнению с другими писателями. Почему? Потому что он умел думать. Духовное просвещение коснулось его ума, и он научился выражать свою мысль не так как все. И мы вчитываемся, перечитываем и понимаем: «Вот где крупица мудрости!» Вы думаете эта крупица где-то там, в сводах массовых законов? Эта крупица мудрости как раз таки в личностях, которые умели пронести ее сквозь свою жизнь и передать последующим поколениям. Вот где сила слова, сила мысли и благородство поступков.

Нам приходится сталкивать с такими случаями, когда ближние становятся для нас в тягость. И это действительность, потому что в своих недостатках человек проявляется в очень грубой форме. И нам порой тяжело его терпеть. Но если мы не проявим ту дружбу, которую через свою жизнь нам преподал Христос так, чтобы отдавать свою жизнь за друзей своих, значит вес и цена нашей жизни совсем незначительна. Мы не научились дружить - грош нам цена; не научились любить - грош нам цена; не научились нести тяготы своих ближних, не понимаем и не видим их боль, не проникаемся в их страдания – значит, грош нам цена. Значит мы - такие как все. Потому что в массе своей люди безразличны.

Человек смотрит телевизор и у него перед глазами мелькает масса всяких событий. Там произошли катаклизмы, там люди погибли в количестве 700 тысяч, а нам как будто бы безразлично: «И что? Это же не я!» И вот эта эгоцентричность позволяет любить только себя. Ну, в лучшем случае, мы сделаем какое-то усилие и полюбим еще маму, папу, детей. И все. А дальше что? Круг нашего личностного развития заключается в таком узком кругу, у себя дома? А за рамками дома нам все безразлично? Так вот и живут люди в своей массе. В массе своей люди ко всему безразличны. Кто из нас, сидя за телевизором всплакнет о погибших от пандемии людях? Да, нам жалко, но это проходит мимо нас. Как, например, мелькающая картина за окном поезда. Мимо проносятся деревья, города, леса, поля, а человек смотрит на это все пустым взглядом. И это очень похоже на нас. Мы смотрим на многое пустым взглядом. Но зато мы убеждены, что ничем не отличаемся от других: «А чем я хуже чем он или она? Все так поступают!»

Так вот перед нами стоит выбор. Либо выбрать жизнь высокого порядка, как выбрал ее Христос и Его последователи, а это значит жить иначе, думать иначе и поступать иначе; либо мы выбираем жить как все. И будем роптать на свою жизнь, будем вечно недовольными. Мы будем довольствоваться чем-то очень малым и считать себя самодостаточным. А что-то большое, светлое и чистое останется где-то вне грани нашего узкого мировоззрения. Чистота и красота Божьего Духа останется вне досягаемости нашего понимания.

Это огромная боль, что человек способный на великие вещи, остается подобным животным. Неслучайно Василий Великий говорил, что: « Человек  - это животное, которому дана заповедь стать Богом». Или мы остаемся животными и живем как все, или мы переступим порог вот этой социальной модели поведения и пойдем дальше. Будем развиваться, научимся видеть то, чего не видят другие люди. Увидим красоту, увидим дух: и свой собственный, и Божий. И тогда жизнь станет более полноценной и красивой.

Я желаю всем, чтобы мы восстали от этого одра болезни духовного расслабления, и начали учиться жить так, как люди, последовавшие за Христом. Аминь.