Вы здесь

Нетварный свет открывает в нас многие тайны. (Проповедь 19.08.2018)

среда, января 30, 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В этот день мы воспоминаем Евангельское событие о том, как Господь однажды вошёл на гору Фавор, взяв с собой трёх любимых Своих учеников: Петра, Иоанна и Иакова, и преобразился во Своей славе. Было видение, в котором пришли пророки Илия и Моисей и беседовали со Христом. Тогда апостол Пётр, которому было очень хорошо, вдруг сказал: «Господи, позволь нам построить три кущи: Тебе, Моисею и Илии» (Мф. 17:4), не понимая, что говорил. И из облака был слышан глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мф. 17:5). После того Господь повелел ученикам Своим не говорить об этом, разве только после воскресения Христова.

Это Евангельское событие нас многому учит, и в традиции православной церкви часто вспоминается здесь Фаворский нетварный свет. Он своего рода мистического характера, который сопровождает жизнь каждого человека. Но порой мы его не ощущаем, нам кажется, что Господь очень далеко стоит. Мы смотрим на небо, на дали, на какие-то горизонты и нам представляется, что Высший Разум Бог Творец всего сущего, Он где-то. Он вокруг нас, везде, но мы никак не можем представить, что Он внутри нас, что Его благодать, Его Божественный свет, он делает человека светлым, разумным, человеком богоподобным. Святитель Василий Великий однажды сказал: «Кто такой человек? Человек – это животное, которому дана заповедь стать богом».

Сегодня апостол Пётр в своём послании, воспоминая это событие, рассказывая о нём, говорит, что человек должен быть твёрже и с каждым разом делать своего внутреннего человека, помня его звание и призвание. Каково наше звание? Что подразумевал под этими словами апостол Пётр? Это наше имя христианина, человека, который живёт не какой-то обрядовой традицией, а человек, который живёт практически. То есть свою жизнь сообразует с делом.

Слово Божие мы каждый раз слышим. Оно всегда говорит правду. Каждый раз, читая его и слушая, мы проникаемся в какую-то важную для себя истину. Вот какова сегодня истина? То, что мы, христиане, что мы живём в Божественном свете, что этот нетварный свет действует в нас и через нас и сопровождает в течение всей нашей жизни. Достаточно человеку быть внимательным, и он увидит этот Божественный свет. Этот Божественный свет в храме, этот Божественный свет в келейной молитве домашней, когда мы призываем имя Божие, этот свет проникает в душу человека, когда он творит добро, потому что Господь даёт ему эту благодать, когда он прощает своих ближних, когда он думает о чём-то вечном, светлом. Это помогает человеку, конечно, в этом Божественном свете, увидеть для себя очень важные вещи. Во-первых, ответить на вопросы: кто он, ради чего живёт?

Мы, кстати, редко задаёмся этими вопросами. Привыкли жить в стандартах, которые прописаны законами общественности, живём этими стандартами и считаем, что всё хорошо. «Ты плохой человек?» – спросим. «Да, нет, я не плохой человек, потому что я живу как все». А как мир живёт? Что нам говорит Священное Писание? Что мир лежит во зле. И правду сказать о себе, мы тоже принимаем участие во зле. Это горькая правда, но которую мы должны в себя вместить. Но есть благодать Божия, которая человека призывает к высшему призванию. Это то, о чём говорит далее апостол Пётр, что мы должны быть в той области призвания, которая определена Богом человеку. Какие мы знаем призвания в человеке? Это быть врачом, быть педагогом…

Но есть ещё высшее призвание – быть сверхчеловеком, богочеловеком, к которому призывает нас Господь. Не случайно святитель Василий Великий говорит, что нам дана заповедь – стать богом. Конечно, Богом не по своему естеству. А по своим поступкам. То есть быть подобным Христу, который был Богочеловеком, это ближе к нашей природе. Если человек остаётся человеком, а в нём ещё и действует благодать Божия, то он становится богочеловеком, он становится сверхчеловеком.

Мы эти явления наблюдаем среди людей, которые знают будущее, например. Мы тогда толпами начинаем их окружать. Вот человек ясновидящий, человек прозорливый. Или, нам кажется, вот если мы посетим этого человека, и он откроет нам какую-то тайну души, откроет нам будущее, приоткроет хотя бы отчасти, чтобы туда заглянуть и исключить ошибки жизни.

Вот эти сверхлюди, они существуют, но по сути своей это и есть христианин, обычный человек, который стремится к добру и исполняет заповеди Божии, и мало по малу, силой благодати Божией, силой этого Божественного света ему открываются тайны. Тайны его, прежде всего, как человека, его немощи, он в них кается, в этом покаянии Господь ему ещё больше благодати даёт, за его скромное мнение о себе. Он открывает людей, их мысли, их внутренний мир, открывает будущее, он хорошо знает прошлое. Ничего нет сокрытого, почему? Потому что он уже на этот мир смотрит глазами Бога, он в таком свете ярком, что от его взгляда ничего не исчезает. Мы назовём этих людей сверхъестественными, но, по сути своей, это обычные люди, которые вернули дарование, данное им от сотворения мира. Таким был человек.

Не удивительно, что учёные говорят, что наш мозг работает на 15-20 процентов. Почему? Потому что наш разум обременён, он находится в темноте и дальше своего носа он ничего не видит. Кто может сказать, что будет сегодня вечером? Загадка, это тайна. И не знаем, что может быть в этот вечер. Человек переступит порог жизни и смерти. Так вот когда мы находимся в своём звании и на своём месте, в своём призвании, тогда Господь каждый день принимает участие в нашей жизни.

Хочется пожелать, чтобы в этот день Преображения Господня, мы взглянули на этот мир другими глазами. А для этого надо призвать Божию благодать, сказать хотя бы для начала так: «Господи, открой мне мои грехи, не надо мне видеть ангелов, не надо мне видеть что-то особенное. Дай мне, Господи, видеть свои собственные грехи». И это будет началом того великого дела, к которому мы призваны с вами. Аминь.