Вы здесь

Перейдем от теоретической духовной жизни к практической (Проповедь 26.08.2018)

среда, января 30, 2019

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня, а также с отданием Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В этот день за богослужением мы с вами слышали Евангельскую притчу, сказанную Спасителем, о виноградарях.

Напомню кратко о её содержании. Был некто из хозяйственных людей, который решил создать виноградник. В тех странах восточных, там, где происходит это событие, это достаточно распространённая хозяйственная деятельность. За счёт винограда люди, так сказать, обладали каким-то материальным достатком. И вот этот домовитый хозяин, как сказано в Евангелии, призвал виноградарей, посадил виноград, обнёс его забором и наказал им, чтобы они отдавали плоды в своё время. А когда стал посылать слуг, то виноградари не стали отдавать им плоды от виноградника, но одних избивали, а других даже дерзнули убить. Тогда снова и снова посылал этот человек уже в большем числе слуг своих. Но и тех, кого-то били камнями, кого-то избивали и снова убивали. Тогда хозяин подумал: «Пошлю сына моего, может они испугаются и из уважения не станут его убивать» (Мф. 21:37. Но рассудили иначе виноградари, они подумали: «Раз пришёл наследник, то мы его убьём и наследуем его наследство» (Мф. 21:38). И выгнали его из виноградника и убили. Тогда Господь вопрошает слушающих Его: «Как он поступит с теми, кто дерзнул так поступить?» (Мф. 21:40). Отвечают: «Тех изгонит, накажет и призовёт других виноградарей» (Мф. 21:41).

Эта притча особенным образом подчёркивает жизнь Иисуса Христа, Которого также умертвили за пределами Иерусалима, как Сына Возлюбленного Своего Отца. Отец неоднократно посылал своих пророков, служителей Божиих, к людям того времени, ветхозаветного времени. Многих пророков не любили, потому что они говорили правду, и эта правда была порой горькой, неприятно было слышать. Даже Сам Господь, посмотрите, как говорит: «Лицемеры, фарисеи, вы похожи, – говорит, – на ехидну» (Мф. 23:33), «Вы похожи на гробы окрашенные, которые снаружи белы, а внутри полны костей и смрада» (Мф. 23:27). Так Господь тоже отзывается прямо и в глаза о тех людях, которые не готовы были воспринять своего Мессию. И вот они из своего выгодного положения в обществе, а оно действительно было очень выгодным. Потому что они одевались очень красиво, их уважали в народе, они всё делали напоказ. Они были, можно сказать, любимцами народа, потому что люди смотрели на них как на вождей, на учителей. Это было особое положение в израильском народе – учитель. И они, наверняка, из зависти, из желания обладать тем, что им не принадлежит, подвигли народ на убиение Праведника Сына Божиего Иисуса Христа.

Эта история, эта притча учит и нас проходить свой путь духовного развития, исключая ошибки прошлого. В принципе, та болезнь, которая обладала учителями израильского народа, она присуща всем – это гордость. Гордость имеет такие формы, что и не скажешь, что человек болен ею. Посмотришь, человек улыбается, говорит красивые слова, интеллигентный, занимает особое или не очень особое положение в обществе, но никто не может заглянуть в душу человека, узнать его мысли, его сердечные желания, кроме Бога. И так очень часто мы ошибаемся в отношении этих людей, думая, что человек исключительно хороший. Но на самом деле бывает иногда такая внутри гнилость, опасная, как бомба замедленного действия, которая рано или поздно подрывается. «А всё, что высоко у человека, – говорит Господь, – мерзость перед Богом» (Лк. 16:15).

И какое бы мы с вами положение ни занимали, Господь – единственное Существо, Которое зрит внутрь нас. Ну что мы можем видеть дальше своего носа? Если быть честными, едва-едва можем определить человека. Я как-то однажды спросил человека психолога, который знает многих людей, через него прошли сотни, может, даже тысячи: «Опишите мой психологический портрет». Говорит: «Загадка». Не смогла. И другого тоже, ну, думаю, ради интереса, чтобы знать о себе некоторую правду. Ввиду моего положения обычно люди только хорошее говорят. Думаю, ну пусть скажет так, как оно есть. И когда говорят, я понимаю, что это далеко от правды. Настолько насколько я себя знаю, я совершенно, кажется, другой человек.

И те обстоятельства, которые складываются, как нам кажется, против нас: кто-то обижается, высказывает какие-то негативные слова в адрес человека, на самом деле, это и есть та горькая правда, которую мы тяжело можем воспринять. Нам кажется: «Нет, нет-нет, это не про меня, это не заслуженно. Я совершенно другой, хороший человек, вы мне не говорите ничего плохого. Откуда, – говорит, – вы меня знаете?» Понимаете? Но если быть честным перед собой и перед Богом, и перед другими людьми – мы совершенно другие, совершенно другие люди.

Можно узнать человека у него дома. Вот приходит человек домой, раскрепощается и он такой, какой он есть. И то, он открывает себя отчасти, потому что перестаёт играть на публику. Как у нас бывает иногда складываются отношения: пока нас человек не знает, мы пытаемся выставить себя с положительной стороны: «Посмотрите, я хороший». А когда человек начинает проникать глубже в его личную, повседневную жизнь, тогда оказывается, что он и неаккуратный, и что он может быть и брезгливым, и капризным, и привязанным к каким-то мелким или очень большим страстям. Вот никто не знает как он говорит, как он думает, как он поступает.

Чаще всего вторая половина о нём знает правду. Но когда эта половинка вторая говорит нам что-то нехорошее, нам кажется: «О, какая жестокая, что ты говоришь обо мне, я же твой муж», или наоборот «…я же твоя жена». Поэтому Господь через людей, рядом с нами стоящих, подсказывает, кто мы есть на самом деле. И эту правду мы должны знать. И если она уже адресована нам, значит нужно воспринять её и сделать выводы как жить дальше, как себя исправлять.

И вот здесь Матерь-Церковь идёт нам на встречу, она готова нам помочь в таинствах Исповеди, в беседе со священником. Это и есть тот путь духовного развития каждого и в целом общества, которое, возможно, даст нам светлое будущее. Без этой работы над собой идёт деградация личности, человек гниёт внутри. Если ничего не делает, значит, это гниение удваивается. Если он держит в себе грех нераскаянный – это убивает его. У нас же приходят люди часто, может быть, чтобы не нагружать священника, там, торопится, человек два-три слова сказал, грехи внутри остались, отошёл от исповеди, а утешения нет. Боль, внутреннее напряжение. Отчего это? Потому что грех не покинул душу человека. И он порождает другие грехи, от маленького к большему. И это время проходит, человек вроде бы, как и воцерковлённый. Мы с вами воцерковлённые же люди, никто же не скажет, что вы ничего не знаете – вы всё знаете, других научите, но вот работа над собой есть не у многих. Это и есть практическая часть жизни человека. Но вот сейчас – это теоретическая. Мы с вами поговорили, даже моё слово – это только теория. А практика, она начинается, когда мы переступим порог храма.

Вот тогда надо начинать упражняться. Упражняться в чём? В терпении, в смирении, в молитве, в борьбе с какими-то нашими недостатками. И это доставит нам радость и удовольствие. Человек победил что-то в себе, всё, он вырос. И вырос, прежде всего в своих собственных глазах. Не от того, что он будет высокого о себе мнения, нет, он больше себя уважает. Сейчас мы чаще всего ненавидим себя за свои слабости. Не уважаем, считаем, что мы такие слабохарактерные, ни горячо, ни холодно. Вроде бы, как и христианин, но и не христианин по своим делам. Ну не тянемся мы. Мы, получается, ту планку, которую Господь нам установил, приемлемую для нас, возможную, мы не дотягиваем до неё. Ни в любви, ни в добрых делах, и поэтому теряем к себе уважение. Так вот когда человек в себе что-то малое победит, он начинает себя уважать. И в этом уважении он понимает слабость других людей, и понимает, какой дорогой ценой даётся человеку победа над злом, понимает, что такое боль внутри переживания, и в таком состоянии он ближе к тем, кто находится в подобном положении.

Я говорю это всё к тому, чтобы мы не забывали, кто мы есть на самом деле, что мы должны вести практическую часть своей жизни. Чтобы не получилось так, что мы невольно предаём других людей какому-то наказанию. Вот возьмите своих близких. Дети наши непослушные – это же наказание для нас. Наказание, что мы не научили, а почему не научили? Потому что мы сами не обладаем практическим знанием. Да, мы знаем теорию, мы прочитали, мы знаем Евангелие, мы знаем святых отцов, но применить в своей жизни, не применяем. Ни в своей жизни, ни в жизни наших близких людей. И поэтому, когда приходит момент и надо что-то сказать – нечего сказать. Не знаем, что сказать. Так мы же прожили жизнь, уже прошли годы нашей воцерковлённой жизни, уже надо было иметь такой вес слова, сказав которое, мы могли бы не то, что одного человека, а десятки, сотни людей изменить. А кто виноват в этом? Нам, что, Господь чего-то не дал? Он нас обделил? Не дал благодати, не дал познать Самого Себя? Мы что не молимся Богу Света? Почему тогда у нас получается такое несоответствие? Живём, вроде как, в свете, но поступаем, как дети тьмы. И гордимся, и тщеславимся, и осуждаем людей…

Вот над чем нужно подумать. Вот, что нужно изменять – самих себя. И начинать, кто ещё не начинал, именно практическую деятельность жизни христианина. Тогда мы все получим ответы на наши вопросы: как нам жить дальше, кто мы есть на самом деле и как воспитывать наших детей? В чём, да поможет нам Господь.

Аминь.