Вы здесь

Поклонение Богу в духе и истине возможно лишь через личный опыт переживания Бога (Проповедь 17.05.2020)

понедельник, мая 18, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня нам предоставляется возможность задуматься, насколько мы покланяемся Богу в истине и духе. Другими словами поклонение Богу подразумевается у нас в почтении, уважении, любви, благодарении, чувстве Его присутствия рядом с нами. Все это в целом и можно назвать поклонением Богу.

Но наше поклонение Богу зависит от того, насколько мы Его знаем. Мать знает ребенка, ребенок знает ее, и они любят друг друга. И почитание, и уважение, которое исходит от природы, само собой подразумевает некоторое близкое отношение друг к другу, доверие друг к другу. И вот точно также, не зная Бога, нам сложно Его почитать и поклоняться Ему духом. Поэтому очень важно, чтобы каждый из нас из своего личного опыта познал Бога.

Чаще всего мы пользуемся коллективным разумом: кто-то сказал, мы где-то прочитали, увидели, услышали, и у нас создается мнение. Так мы, к сожалению, воспитаны, что мы больше доверяем системе образования, системе культуры и этого мы и придерживаемся. Мы верим в это и, соответственно, то учение, которое нам передали святые отцы, не многие из нас имеют возможность воспринять в той мере в какой они восприняли. Мы часто читаем молитвы, составленные святыми и для некоторых из нас они непонятны. Вот если бы сказали святому того времени, что нам его молитвы непонятны, то он бы удивился: “ А что вам непонятно? Там же все так просто!”.  Он же не мудрствовал. Он говорил от сердца, от знания, от своего личного опыта переживания Бога.

Ведь не надо никому доказывать, как мать или отец любит ребенка. Они любят  - и это в рамках того, что не обсуждается. Чаще всего, когда мы говорим о Боге, то мы должны понимать, что он тоже Существо, которое требует познания. Как это происходит? Как мы узнаем Бога? Чаще всего мы познаем Бога через скорби. Но есть и другие пути познания Бога - через природу, через образ Божий в человеке, в котором вложена частичка Творца. Мы можем посмотреть на окружающее нас творение и увидеть Бога. Мы можем войти внутрь себя и тоже увидеть Бога.

Святые отцы чаще всего выбирали внутренний путь: они уходили в себя и познавали Бога. И когда они Его познавали, то уже ни о чем другом не хотели ни думать, ни слышать, ни мечтать, ни переживать. Все, что им было нужно, уже было внутри них. И то, что они потом передавали в духе. А почему именно в духе? Потому что уже человеческий дух в познании Бога и Божественный Дух сопрягались вместе и их поклонение и хваление становились в Духе. В Духе Святом. Они уже свидетельствовали не от имени человеческого, а от имени Бога. Это была правда. И это и есть та Истина, которая определяет отношение человека в отношении к Богу.

Насколько мы с вами знаем Бога, чтобы поклоняться ему в духе и истине? И тогда становиться понятно, насколько наш дух отождествлен с Богом, с Духом Святым. Мы не знаем о нем ничего кроме слов, которые мы когда-то прочитали, что Он вездесущий, всемогущий, всепрощающий, премудрый и т. д. Да, безусловно, это свойства Бога, но это передано нам от людей со стороны.

А есть ли у нас личный опыт переживания Бога? Как я уже и говорил, что мы можем увидеть Бога вокруг себя в Его творениях. Да, Он невидим, мы не можем Его познать, но заметьте, что Господь именно в истории встречи с самаряныней отмечает о познании Бога.

И каждый из нас должен выстроить свою жизнь так, чтобы мы познавали Бога. Утром мы встали, вдохнули полной грудью и должны почувствовать Бога, потому что в дыхании тоже присутствует Святой Дух. И если первым словом у нас будет: «Господи, Слава Тебе!», и когда ложимся спать будем говорить: «Господи, Слава Тебе!», то мы тоже вдохнем в себя Бога. Если мы остановимся где-то и увидим цветок и посмотрим, как он пытается выжить, стремится к солнцу своими лепесточками, своими тычинками, всем своим естеством тянется и стремиться к Богу, к своему Создателю, то мы также приблизимся к переживанию Творца.

А в человеке есть препятствие, которое мешает ему жить, мешает ему познавать Бога. Серьезная проблема человека в том, что наше восприятие Бога очень притупленное. Мы не можем Его почувствовать. Ведь даже в храме, в этом святом месте, чувство присутствия Бога притупленное, нет глубины ощущения. Вроде бы подсознательно, умом мы и понимаем что Господь где-то рядом, но вот личного опыта переживания, что Он тут прямо здесь и сейчас нету. Вот поэтому мы и отличаемся от святых отцов, которые познали Бога и поклонялись Ему в духе и истине. Каждый из нас должен пройти этот путь. Иначе мы так и останемся в таком грубом невежестве. Вроде бы и верили в Бога, но так и не поняли где же Он.

Сейчас идет время испытания. И в нем мы тоже можем познать Бога. Как, например, в испытаниях познается друг: насколько он верен? Когда у тебя все складывалось хорошо и друг был рядом. А стало плохо, пошли какие-то неурядицы и друзья тебя оставляют и ты задумываешься: « И какие они друзья?». То же самое в отношениях с Богом. Он же тоже нам Друг, и мы можем увидеть, насколько Он близок в тяжелые для нас минуты. И вот при этой осознанности у человека появляется чуткое восприятие Бога и он начинает Его познавать.

Например, когда мы своих детей готовим к тому, чтобы они открывали для себя какой-то мир, то всегда начинаем с малого. Ну, допустим, мир литературы. Ведь прежде чем они будут читать классиков русской или зарубежной письменности, они должны элементарно научиться читать. Они должны понимать слова, которые читают, поэтому сначала знакомятся со сказками, с какими-то детскими историями. И именно так готовятся к прочтению классики. Так и мы должны готовиться к восприятию Бога.

Первые шаги мы должны сделать через себя, через молитву, через окружающий нас мир, через людей. Мы должны увидеть в них частичку Бога, и тогда шаг за шагом наша жизнь будет наполняться. И наступит такой момент, когда вы скажете: « Господи, я знаю Тебя! Я тебя узнал. Все, что говорили о Тебе это правда и я  могу свидетельствовать об этом как самаряныня, которая говорила перед народом, что Ты Христос!». Ведь Он открыл ее тайные дела, он читал ее мысли, и люди сами увидели и поняли, что это Христос.

И вот это познание Бога очень важно! Без него будет присутствовать некая пустота, недосказанность, недопонятость. Мы так и не познаем этих даров Святого Духа, даров любви и веры. И все будет казаться каким-то недосягаемым и эфемерным. Поэтому я предлагаю вам путь святых отцов, которые прошли и познали Бога. Это познание, конечно, происходило по-разному, но чаще всего, как я сказал, через себя, через углубление внутрь себя. Например, Иоанн Кронштадтский, несмотря на свою молитвенность, по вечерам сидел и рассматривал цветочек, и видел в этом своего Творца, и это его приближало к Нему.

Поэтому желаю каждому из вас начать этот путь. Я знаю, что многие из нас уже стали на него, но надо его продолжать. Дай Бог, чтобы каждый из нас достиг познания веры и познания Бога, чтобы поклоняться Ему в духе и истине. Аминь.