Вы здесь

Путь познания Бога. День Святой Троицы

воскресенье, июня 19, 2016

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы слышали Евангельскую историю об исцелении слепого. Можем заключить, что причины болезней, которые Господь посылает, могут быть разными. Бывает за наши грехи, и это справедливо, поскольку мы по грехам своим достойны смерти. А если Господь попустил нам болезнь, то мы должны мужественно, с благодарением, терпеть все, что Господь посылает на спасение нашей души, поскольку Он определяет это единственным шансом – очищение души через болезнь для введения в Его вечные райские селения. Некоторым Господь посылает болезни, чтобы через других людей проявилось терпение и смирение. Святые отцы учат, что без терпения и смирения нет спасения. Терпением, по слову Христа, мы можем стяжать свои души. Что это значит? Стяжать ¾ это значит спасти свою душу, обрести ее и также войти в радость Господа и Бога своего в вечных райских селениях. А бывает, болезни Господь посылает, чтобы явилась сила Божия и слава Его. Мы сегодня с вами слышали Евангельскую историю о слепом, о его исцелении, когда ученики спросили Иисуса Христа: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2), то Господь отвечал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3).

Как нам определить, за что мы порой страдаем: за грехи, для терпения, смирения наших близких, либо для того, чтобы явилась слава Божия? Чаще всего мы страдаем за свои грехи. И опять же это справедливо по правосудию Божиему, потому что грехи наши множественны. Если бы мы однажды согрешили и пострадали, то могли бы, конечно, в противовес милосердию Божиему предъявить слова: «За что? Я же все время поступал правильно, один раз в своей жизни поступил не так, и за что мне такое страшное наказание?» Хотя все равно было бы справедливо, поскольку грех – смерть души, и если не очистится от него, скажем, через болезнь, то он обязательно оставит глубокий след и в Вечности. Только пострадав здесь, мы можем унаследовать райские селения. Как золото очищается через огонь, так и душа человека очищается через болезни тела.

Поскольку грехи наши множественны, их сотни, тысячи и не просто мельком прошедшие в нашей жизни. Как бывает, сказал неосторожное слово и тут же: «Прости, Господи!». А потом пришлось пострадать за это слово, потому что, как правило, злое слово, сказанное в адрес ближнего, потом вернулось обратно. По-человечески, это нормальное явление: ты сказал плохо – тебе сказали в ответ тоже плохо, ты поступил плохо против человека, обидел его, оклеветал, наябедничал, смотришь, через какое-то время это зло опять к тебе вернулось. Справедливо? Справедливо. Но тут другое дело. Наши грехи настолько укоренились в нашей душе, что они стали страстями и пороками. Что это значит? Вот мы рождаемся с определенным характером, у кого-то более или менее уравновешен. Но грех изменяет наше внутреннее естество. Есть с врожденным характером человек, а есть с приобретенным. То есть он совершает грех, это входит в привычку, в норму жизни и становится вторым свойством человека. Он уже не может не осуждать, не гордиться, не может не бесчинствовать, не раздражаться, он не может стерпеть, когда ему скажут что-то обидное в ответ, хоть даже заслуженно. Вот не может и все. Хотел бы избавиться, но никак не может. И вот это внутреннее состояние становится выражением его сущности и все, что он говорит словом или поступками определяет его как человека. А в глазах Божиих он еще хуже. Почему? Поскольку мы все замечать не можем, а так, можем приблизительно определить о человеке необъективно, по одному, двум, трем поступкам, по словам. А Господь нас определяет в высшей степени правильно и заслуженно. В Священном Писании говорится: «ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом» (Лк.16:15). А сколько у нас мыслей приходит таких, высоко себя оценивающих, а сколько поступков, которые определяют нашу гордость? Слова не скажи, даже не то, что не скажи – не посмотри. Посмотрел не так, сразу обижается. Так вот это все, что высоко у человека, все, что у него проявляется в гордости – мерзость перед Богом. В такой мерзости мы ходим перед Богом. А сейчас ответьте себе на вопрос: мы заслуженно несем наказание своих болезней? Если мы уже не просто мельком согрешаем Ему, а это становится нашим свойством. И для нас единственный шанс очиститься, это пройти через горнило страданий в наших болезнях, чтобы унаследовать вечную жизнь. Мы должны мужественно это пройти, если по грехам своим заслужили.

Есть дети, которые страдают ни за что, и вроде бы родители неплохие, но Господь, видя, что человек может в последующем не использовать свой нравственный духовный ресурс, что он будет борим грехом и побежден им, попускает человеку болезнь. И терпение родителей спасает их души и душу этого ребенка. Очень часто приходят родители, плача о своих детях. И хорошие родители, очень хорошие. Люди, которые не заслуживают такого наказания. Но для того, чтобы явилась слава Божия, Господь попускает болезнь. Кто-то рассказывает о семье: «Целый год терпели, и Господь милость свою оказал – ребенок исцелился. Молились, трудились, постились». Другое дело, когда сорок лет терпели, и Господь оказал свою милость. Есть разница: год терпели и сорок лет терпели для того, чтобы явилась слава Божия? Все отчаялись, все сказали «нет», врачи сказали, что нет никакой надежды. Как случилось с праведным Иовом: родственники, близкие и друзья ­– все от него отказались, считали, что человек заслуженно за свои грехи несет наказание. А душа была праведна, и для того, чтобы явилась слава Божия, Иов терпел. Сегодня об этом говорят, спустя тысячелетия, потому он терпел не один день, а много лет. Не дай Бог такого никому из нас понести: проказы стерпел, детей лишился, и все, что он накапливал праведным трудом – все потерял. Чтобы явилась слава Божия, Господь дает нам возможность это все благодушно перетерпеть. И мы можем с надеждой на Бога, с благодарением Ему осознанно говорить, что Господь к нам милостив, что Он человеколюбив и явил для нас свою славу.

Каждый из нас должен определить, в каком качестве он терпит болезнь. А сегодня болезни у каждого есть – никто от этого несвободен: что молодой, что пожилой, и дети сейчас болеют. Но в любом случае, что бы с нами не случилось, мы должны помнить, что Господь милостив, и как бы это ни было, все нам идет на пользу. Поэтому, дорогие мои, возблагодарим Господа за все, что Он нам посылает и попросим Его помощи, помощи Божией Матери, чтобы Они неотступно всегда были с нами. Христос Воскресе!