Вы здесь

Родственность человека с Богом (Проповедь 14.06.2020)

среда, июня 17, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня, а также с днем Всех Святых, память которых мы сегодня совершаем. В словах Спасителя в сегодняшнем Евангелии говорится о тех людях, которых мы называем святыми. Господь сказал, что: «Недостоин меня человек, если он будет больше любить отца, матерь или детей, чем меня» (Мф. 10:37). И Господь обещает, что всякому, кто последует за Ним - Он воздаст сторицей. Эти слова, как я сказал, оправдываются на угодниках Божиих, людях, которые отказались от всего, следуя за Христом. Невидимого Бога они поставили на первое место. И родственность с Богом была для них превыше всего.

Это слово Господне тяжело вместимо в сердцах людей, потому что тех, кого мы любим, кто рядом с нами, хочется любить больше. И каждый раз, когда мы их видим, дает нам еще больше и больше сил их любить. У Бога невидимого действуют другие законы. Если мы верим в Него и в молитве к Нему входим в единение - это другая близость. У всякого человека есть дистанция между матерью и ребенком, между отцом и сыном, между родственниками. Так или иначе, несмотря на одну кровь, все равно между нами существует дистанция. Родственность обуславливается расстоянием. А у Бога нет расстояния. Та Божественная сила, Божественная энергия, которая действует во всем, не имеет никаких ограничений и не имеет никаких границ. Бог и человек неотделим. И как бы человек не пытался отделить себя от Бога, от этой духовной родственности, так или иначе, он все равно с Ним связан. Божественная природа и природа человека, которая наделена Духом Божиим, связывает нас. И это больше чем генетическая связь, это больше чем плоть и кровь.

Когда святые отцы в своей жизни испытали эту духовную родственность, Божественную родственность - они ее ставили превыше всего. Это могут понять только те люди, которые входят в эту область таинственного. Мы, земные люди, чаще всего во главу угла и на первое место ставим, как раз-таки, близких людей. Так случается, что мы создаем узкий круг в своей жизни. Родственники, дети - это близкие существа, которым мы служим всем своим существом. Мы думаем о них, мы о них заботимся, мы готовы даже отдать свою жизнь для того, чтобы жил любимый нами человек. Я не скажу что это плохо. Это прекрасно, когда мы отдаем жизнь за ближних своих. Но Господь ставит, даже вот эту родственную жертвенную связь, все равно, ниже, чем связь с Ним. Почему так?

Я думаю, это можно объяснить тем, что нас ждет вечность. Если бы вот здесь на земле мы жили бы вечно, наверное, дети для нас были бы самым главным. Мы оставляем после себя потомство, наша генетика передается от одного к другому и человек будет жить своим потомством. Мы передаем память о себе другим людям. Например, если мы хотим увидеть, какими были наши предки, то достаточно посмотреть на себя в зеркало и увидеть и носик, и глаза, и рот, и уши своих дедушек и прабабушек и пращуров. Потому что эта память наследственная передается из поколения в поколение. Но плоть все равно умрет. И правда в том, что все мы умрем.

А вот Дух - этот дар Бога, который нам дан при нашем создании - бессмертен. И важно, чтобы этот Дух мы пронесли через земное бытие в вечность, достойным  Бога. Есть дух, который недостоин Бога, дух, который превращается в нечто неприятное и неприемлемое не для себя, не для других людей. И, порой, человек начинает даже ненавидеть себя за свои слабости, потому что дух его трансформировался. И как бы он не был обожествлен, какой бы он связи с Богом не имел - он трансформируется, он искажает эту свою природу, он мучается и уже при жизни испытывает это внутреннее борение, уныние, часть, можно сказать, ада. Поэтому Господь и сказал, что: «Царствие Небесное внутрь вас есть» ( Лк.17:21). И Бог, и бессмертный наш дух и Царствие Небесное - тождественны. И если мы свою жизнь отождествляем с этими тремя важными вещами - Царствие небесное и дух человека с Божьим Духом - мы становимся Ему родственными. И если каждое дело имеет оттенок вечности, тогда мы живем по своему предназначению, тогда мы верны своему Небесному Отцу.

Это не значит, конечно, что мы должны в жертву предать всех наших родственников: “Я люблю Бога больше, чем кого-либо, и пусть о них кто-нибудь другой заботиться!” Это другая история и я не об этом. Мы через своих близких людей приближаемся к Богу. Именно они средство нашего приближения к Богу, и если мы любим, то мы должны увидеть в их глазах Бога, увидеть красоту их души. Через них мы смотрим на Бога. Если вы видите только зло, значит у вас, как кривое зеркало, искаженная сущность. Значит, мы не принадлежим Духу Божию, значит, мы потеряли эту родственность. Если мы рассматриваем и видим в человеке только добро - родственность есть, потому что таким же образом смотрит на нас Господь. Он видит в нас только добро, а то зло, которое в нас присутствует, Он старается забыть. Когда мы каемся в своих грехах, то в то мгновение, как только прочитается разрешительная молитва, уже не вспоминается ни на земле, ни на небе грех человека.

Чем еще определяется наша родственность Богу? В наших добрых делах. Потому что так поступал Господь. Он творил любовь, он прощал обиды, он служил людям. Значит, если мы принадлежим этим делам, то тоже имеем родственность с Богом. Все это для нас очень важно: помните и используйте это в вашей жизни. Потому что без этой практики родственность наша останется только на словах. И это, кстати, достаточно распространенное явление, когда мы вроде как Божии и не Божии; вроде как, имеем родственную связь с Богом и не имеем. У нас есть Дух. Но если задать себе вопрос: “ Кто из нас его чувствует? “ Да у нас даже представления нет, что такое Дух. Но ведь это же наша природа, это же связующее звено с Богом.

Посмотрите, как мы ценим свою родственную связь с человеком! Мы можем даже исчислять все поколения, к которым принадлежим. И если мы принадлежим к “голубой” крови, мы этим кичимся и говорим: “ Знаете, что в моем роду были люди большого имени и звания? “ А когда мы говорим о родственной связи с Богом, для нас это остается чем-то недосягаемым. Если мы думаем, что Бога можно познать умом, мы глубоко ошибаемся. И даже если мы всю свою жизнь посвятим тому, чтобы познать Бога и понять, как это все работает, мы этого не поймем.

Ум - это не тот инструмент, которым мы можем познать Бога. В нас есть другое восприятие, которое имеет тонкую материю, и если мы в своей жизни начинаем осознавать присутствие Божие, у нас утончается восприятие Бога. Это даже не чувство, когда человек говорит: «Я чувствую, что Господь меня видит». Это не то. Потому что чувство - это та же мысль, только более сочная эмоция. Она переходит из одной формы в другую, но это продолжение нашей мысли. А когда мы говорим о восприятии Бога, то мы вообще не касаемся грубой природы человека: мозга, интеллекта, чувств наших, иногда запутавшихся сами в себе.

Когда мы чувствуем связь с Богом, тогда жизнь становится более насыщенной. Мы чувствуем эту связь и дорожим ей и, более того, укрепляем ее изо дня в день. Нам кажется это странным и невозможным, но это не так, потому что в самой природе, в самой сути человека находится такое «притяжение». Почему я в начале и сказал, что, как бы там ни было, все равно эта связь есть. Мы можем грешить, уподобиться животным и еще хуже того. Но она все равно есть. Этой связью живет весь окружающий мир. Он питается от этого Божественного источника и все в жизни тянется к Богу. Все питается, все живет им на сто процентов. И единственное существо на земле – человек - либо отрицает либо искажает свои представления, и все высматривает вот в этом испорченном зеркале. Единственное существо – человек, который страдает и мучается. Животные не согрешили, тварный мир в растениях не согрешил - он свят. Там нет греха.

Господь дал закон нам, грешным существам, чтобы мы хоть как-то к Нему приблизились. Если вы хотите увидеть чистоту и родственную связь - посмотрите на природу, посмотрите на святых угодников, как они жили. И вы поймете, что это люди, которые обрели эту связь. Помните, как сказала Пресвятая Богородица преподобному Серафиму Саровскому, что он “от рода нашего”. Как вы думаете, от еврейского, что ли рода? Нет, преподобный Серафим был славянин. А Матерь Божия имела ввиду, что он от Божественного рода. Вот какими были эти люди. Их жизнь становится чудом, все в них становится чудом. То, как они думали, как они чувствовали, как они рассуждали, говорили, как они поступали. Все становится чудным и необыкновенно интересным и красивым.

Бывает, смотришь на жизнь такого человека и удивляешься: «Необыкновенный человек! Как он умеет радоваться, как умеет ценить то, что имеет, как трепетно относится к присутствию Бога!» Он не смотрит на все с высоты своей человеческой надменности. Он смотрит на равных с тобой. Пришел к нему больной - он общается с ним как больной с больным. Пришел к нему человек страдающий  - он вступает с ним в контакт, как человек, который тоже страдает, который переживает за него. Понимаете? Порой, чтобы понять самих себя и вот эту родственную связь с Богом и понять другого человека, нам необходимо приблизиться к тому, кто рядом с нами.

Поэтому нам необходима молитва. Вот вы сейчас задумайтесь, рассуждая об этом, насколько для нас важна молитва. Молитва не пустословная, не просто произносимая какими-то словами и придерживаемая формой и правилами, какими-то обрядами, историческими или сегодня слагающимися, а вот эта тонкая связь с Богом. Закрыл человек глаза и где-то в глубине души понял не умом и не чувством, что Господь с ним рядом, что Он в нем действует.

Поэтому святые отцы и говорили: «Дайте, чтобы Господь действовал в вас. Дайте, чтобы благодать Божия действовала в вас. Откройте свою душу!» И так оно случается, что человек в этом тонком восприятии Бога дает действовать в себе благодати Божией и она все меняет. И когда перед вами встает вопрос: «Как все в своей жизни поменять к лучшему?», тогда в вас уже действует Господь. И эта сила Божественной энергии все делает сама. И человеку уже не надо изыскивать какие-то определенные способы и приемы, потому что в нем действует благодать Божия. Поэтому я вас прошу: Помните об этой тонкой родственной связи с Богом, чтобы во всем - и в людях и во всем тварном мире - видеть его Божественное присутствие. В чем да поможет нам всем Господь. Аминь.