Вы здесь

Смирение как главное условие верной добродетели

воскресенье, июля 3, 2016

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память всех святых в земле Русской просиявших. Это цветы Русской земли, которые украсили наше Отечество и которыми мы можем справедливо гордиться. Гордиться тем, что эти люди достигли духовного совершенства, высоты, развития личности человека и сподобились, самое главное, быть не только в почете у людей, но в почете и у Бога. Это люди, которые сподобились быть наследниками райских селений, к чему каждый из нас стремится по мере своих сил.

И Господь сегодня говорит нам в Священном Писании, что блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Если мы говорим о святых и, в частности, о каждом из них, мы подразумеваем людей смиренных, то есть людей той нищеты духа, которой они сподобились и которая является самым главным условием, чтобы унаследовать Царствие Небесное. Много у нас есть подвигов, или если даже не подвигов, то добрых дел, если нет добрых дел, то хотя бы внутреннего благородства души, которое в почете у Бога. Но если человек не обладает самым главным качеством - смирения, то тогда эти добродетели не имеют смысла. Как пища без соли не имеет определенного вкуса и сладости, также и мы с вами, имея добрые, благородные дела и поступки с отсутствием смирения, не имеем красоты, сути христианства.

Если сам Господь показывает всем на Своем примере, что должно смиряться, как Он это делал, умыв ноги своим ученикам или пострадав будучи тем послушлив Своему Небесному Отцу даже до смерти, то это говорит о том, что Он Сам на Своем личном примере показывает нам путь христианской жизни. Каждый день нашей жизни должен складываться так, чтобы мы могли усвоить урок смирения. Каждый день Господь нам его преподносит и дает возможность его правильно усвоить. Если мы с Божией помощью усваиваем его, то душа смиряется, а вместе с тем и очищается, и духовно просвещается, идет по пути своего спасения. Без смирения не возможно ни спасение, ни духовное просвещение, ни совершенство, то есть мы сами себе будем препятствовать в этом пути, если не будем смиряться. Это очень важно.

На примере святых мы видим, что каждый из них смирялся. Никто из них не почитал себя великим, славным и угодником Божиим, а каждый из них считал себя грешным человеком. Если мы внимательно читаем их жизнь, то мы находим, что, начиная от какого-нибудь инока в обители и заканчивая царственной особой, все они смирялись. Мы хорошо знаем, что они ухаживали за больными и помогали людям по мере своих сил и положения.

Мы сегодня, находясь в храме, тоже должны для себя усвоить этот урок и определить, что мы должны сделать в своей жизни, чтобы наше смирение тоже имело место. Я повторюсь, что Господь преподносит нам уроки, мы должны быть внимательны и чутки к этим урокам. Если человек просит: «Господи, ну дай мне, наконец, все же смириться!» - то это говорит о том, что Господь ему всякий раз показывает, а он либо отходит от этого, либо просто намеренно не замечает. Здесь речь идет о грубости сердца, черствости, которые не позволяют человеку видеть то, что преподносит ему Бог. Вот как, например, человеку чистому сердцем свойственно видеть Бога, чувствовать Его присутствие, и это так естественно, так просто и так доступно. То же самое бывает и с человеком, который хочет смиряться, он ищет каждую возможность и использует ее. Этих уроков много, и, в течение дня может быть несколько десятков таких случаев. Осталось только нам усвоить их, запомнить и сделать для себя определенные выводы, что мы люди грешные, недостойные особого какого-то уважения, почета, что по грехам своим достойны смерти. Какой нам может быть почет, если грех осквернил нашу душу и в ней столько грязи, что жизни будет мало, чтобы оплакать, омыть, очистить ее. Есть над чем трудиться.

Когда святые, познав себя, углублялись в душу свою, видели свою нечистоту, то плакали горько день и ночь, не иссыхали глаза их от слез, потому что понимали, насколько грех коснулся их души. Даже самые благородные, высокие деяния обязательно были связаны с каким-либо грехом. Обязательно появляется гордость во всех ее проявлениях. Тут же она обнаруживает себя, когда человек хочет сделать доброе дело и ждет ответного добра. А мы, совершив доброе дело, должны сказать себе, что сделали все, что должны были сделать, и никакого ответного добра и любви мы не должны ждать. Дай Бог, чтобы каждый из нас это усвоил для себя, смирялся во всяких разных случаях, которые Господь ему предоставляет. Аминь!