Вы здесь

Жизнь со Христом переводит человека от телесного к духовному. День памяти преподобной Марии Египетской (Проповедь 25.03.2018)

среда, мая 9, 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братия и сестры, с праздником воскресного дня и памятью преподобной богоносной матери нашей Марии Египетской. Сейчас идет Великий пост, мы приближаемся к Светлой Пасхе Христовой, которая символизирует переход от одной жизни к другой. Пост предполагает собой также переход от одной жизни к другой: физической, телесной и плотской к духовной, к более совершенной и небесной. Поэтому Господь нам ставит на вид святых угодников Божиих, которые жили до нас и которые засвидетельствовали нам своей жизнью через святое покаяние, чрез богоугодные дела.

Это мы находим у преподобной Марии Египетской, из жизни которой мы хорошо знаем, что она родилась в Египте в 12 лет покинула свой дом. Потом жила распутно. Однажды она посетила Иерусалим вместе с паломниками. Господь по Своему Откровению через Божию Матерь внушил ей, что она должна покинуть мир и уйти на Заиорданскую пустыню. Около 50-ти лет она трудилась и подвизалась в пустыне.

Даже тяжело себе представить подвиг женщины, слабой, изнеженной, богатой, которая не то, что не готова, но не способна в физическом смысле это практически исполнить. Если бы Господь не внушил человеку и не поддержал его в данном случае, то скорее всего сам человек с подобными трудностями не справился бы. Вот она неграмотная и необразованная знала Евангелие на память. Об этом свидетельствует ее жизнь. Она достигла такой чистоты и бесстрастия, что от молитвы могла подниматься над землею, ходить по водам Иордана и знала по откровению Божию все, что происходит вокруг нее. Знала имя святого Зосимы, который ее посетил, знала жизнь в монастыре, вразумления, которые она отослала через Зосиму игумену монастыря и т.д. Это говорит о том, что человек раскаялся, изменил свою жизнь. Можно сказать, что она есть та, которая перешла от плотской жизни к духовной, от земной к небесной.

Мы с вами тоже должны пойти этим путем. Конечно, не в том буквально смысле, что мы должны пойти сейчас в пустыню, подвизаться в посте и молитве. Но у нас есть свой подвиг, свое предназначение. Он узкий путь и тяжелый, требующий от нас жертвы. В данном случае речь идет, конечно, не о материальной жертве, но о духовной. Есть у нас пристрастия, которые вопиют перед Богом и перед нами самими. Это недостатки, которые мучают нас. Не случайно слово «страсть» переводится в церковно-славянском языке как страдание. От страсти мы страдаем. Не находим в себе силы с ними бороться.

Этот короткий промежуток времени Великого поста способствует человеку в достижении этой цели. Мы должны с вами потрудиться, чтобы избавиться хотя бы от малой страсти, чтобы была великая награда от Бога.

Смотря на все, что происходит годами, осознавая и сравнивая свою жизнь с другими, не перестаешь удивляться человеческой природе. Даже мы сегодня Евангелие читаем и весьма интересен один случай. В Господь со своими учениками отправляется в Иерусалим и они боятся, потому что накануне Господь говорит, что Ему придется пострадать за род человеческий. Тут же сразу у Его близких учеников Иоанна и Иакова возникает вопрос: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Вот человеческая природа! (Мк. 10 : 35-44).

Казалось бы, Учитель идет на страдания в полном беспокойстве и волнении. А они думают, кто будет сидеть справа, а кто слева. И Господь говорит им, что они не знают, что просят. «Можете ли пить чашу, которую Я пью?» (Мк. 10 : 38). Они говорят, что готовы. Хотя, наверное, на то время они и не понимали, что придется испытать всем последователям, идущим вслед Христа. Господь подтверждает, что действительно они будут пить чашу, предназначенную для них.

И тут возникает ропот у учеников. Как, мол, такое эти два апостола могли позволить и просить себе первые места. А остальные десять как? Такая человеческая природа, которая постоянно ищет своей личной выгоды и первенства. И тут Господь определяет духовно-нравственный закон на все века, на котором зиждется все в будущем и которая есть христианская основа. Господь говорит: «Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою». (Мк. 10 : 43) Хочешь стать великим – будь рабом! Оказывается, для того, чтобы как-то выделиться в этой жизни, если уж очень хочется выделиться в массе серой толпы, которая живет лишь мирскими принципами, в мире, который воюет с Богом до сегодняшнего дня, надо быть всем рабом и слугой и тогда мы можем быть близки к Богу в небесной жизни.

Знаете, этот закон работает уже сейчас. Мы действительно становимся близки к Богу, когда мы смиряемся, когда мы делаем человеку что-то полезное и приятное. Не в угоду себе, не ради своего имиджа и какого-то особенного положения в обществе. А просто так, ради Христа сделать какое-то доброе дело. Сморишь, приходит сильная радость и мы чувствуем близость Христа. И она настолько ясна и настолько реальна, что мы уже ничего другого не хотим.

Так вот Великий пост – это время, когда мы должны быть Богу и людям всем. Тогда Господь будет жить в нас, обитать и действовать. А мы в свою очередь посмотрим на этот мир глазами Бога и это совершенно другие краски и оттенки. Мы увидим этот первозданный мир, увидим его красоту и его достоинство. Увидим красоту и достоинство человека, полюбим его и будем думать, как хорошо жить ради кого-то. Не ради себя! А ради ближнего, который дорог нашему сердцу. Тогда наше сердце начинает ширится все больше и больше. Туда уже помещается не малый круг друзей и близких, а люди. Мы начинаем чувствовать, что брат или сестра это все те, кто или рядом, или где-то подальше. Потому что уже тогда не существует никакого расстояния. Для Бога нет пространства! Нет времени! Человек, живущий в Боге, тоже не имеет никаких границ!

Это мы и видим в преподобной Марии Египетской. Подвизалась она в далекой пустыне. Двадцать дней пути от ближайшего монастыря! И при этом она знала очень хорошо жизнь монастыря и как кого зовут. Нет времени! Нет пространства! И это не сверхъестественное свойство человека. Это его естественное свойство! Это то, что мы свами потеряли. Имели красоту духовную и глубокий ум, проникающий в настоящее, будущее и прошлое. Нет границ! И мы это с вами потеряли…

Важно, чтобы человек стал глубоким, красивым, достойным своего человеческого призвания. Это все возможно, если мы будем стараться бороться со своими страстями. Поставьте на весы свои грехи и поставьте на те же висы свойства человека, созданные изначально Богом. Чего вы хотите? Хотите жить в страданиях? Пожалуйста! Господь не предаст вас. Мы будем страдать и, возможно, по милости Божией, мы войдем в Царствие Небесное. Сознаем свою греховность и недостоинство и скажем: «Вот Господи я самый грешный человек на земле!» Господь скажет: «Заходи в Царствие Небесное». «Ты смиренный – заходи». Но есть другой путь.

Понимаете, мы можем уже жить в Царствии Небесном, находясь на земле. Каждый раз сталкиваясь с людьми, я вижу боль в их глазах. Боль страдания и переживания. Глубокие и поверхностные. Это все говорит о том, что мы не тот путь выбрали. Можно жить иначе. Можно жить так, чтобы наши глаза горели. Можно жить в радости, любви и угождении Богу. Эта жизнь будет благодатной и богоугодной.

Я каждого из вас призываю к этой жизни, чтобы мы сделали выбор, куда идти. Победим свои страстишки, значит будем людьми высокого достоинства. Чего каждому из вас желаю. Аминь.