ВВЕДЕНИЕ

Как студент 2-ого курса Магистратуры Минской Духовной Академии, я, иерей Евгений Бартошевич, клирик Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, изучаю вопрос о применении церковной епитимии в современной практике. Для написания магистерской диссертации по теме, одобренной ученым советом МинДА, «Церковная епитимия и ее применение в современной практике», мне необходимо учесть мнения и рекомендации архипастырей и пастырей Белорусского экзархата.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами слышали Евангельское повествование о том, как Господь однажды, вступив в Гергесинскую землю, встретил двух бесноватых. Бесы узнали Спасителя и потому громким басом возопили: «Почто ты пришел мучить нас?» Как только Господь повелел бесам войти в свиней, эти свиньи бросились в море и утопли. Это Евангельское повествование учит нас, что бесы, вселяясь в человека, мучают его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Господь Вседержитель по милосердию Своему и любви к роду человеческому оставил предназначение каждому из нас. Чего же Господь хочет от нас? Он хочет, чтобы мы принесли плоды Духа Святого. А мы помним, что в Священном Писании, по апостольским словам, плоды Духа Святого – это любовь, милосердие, вера, радость, кротость, воздержание, долготерпение и т.д. Эти духовные критерии важны для нас, поскольку без их осуществления нет воспитания в себе плодов Духа Святого, нет возможности выполнить свое человеческое предназначение. По учению Святых Отцов, мы будем отвечать перед Богом не просто за грехи, не просто за наше внутреннее состояние в падении греховном, когда человек уподобляется по своей греховности животным или даже демонам, а будем отвечать за то, что не носили в себе Свет Христов.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником воскресного дня и днем памяти Всех Святых. Мы празднуем память Всех Святых потому, что верим, что Господь прославил не только святых, которых мы знаем, но и неизвестных нам угодников Божиих, угодивших Ему. Можно справедливо сказать, что сегодня День Ангела каждого из нас, с чем каждого из вас поздравляю. Мы верим, что, по слову Спасителя, многие первые станут последними и последние первыми, и надеемся, что Господь обязательно вознаградит и того человека, кто смиряется в этой жизни, кто живет по христианскому принципу и стоит под гнетом человеческого давления, дьявольского даже давления, как и вознаградил святых Своих.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня, а также с памятью, историческим событием, которое произошло в этот день в 325 году - Вселенский собор, один из первых состоявшихся в городе Никея в Греции (Византии). Когда мы с вами прославляем Бога, то говорим такие слова: «И даждь нам, Господи, единеми усты, единим сердцем славить Пречестное и Великолепное Имя Твое Отца и Сына и Святого Духа». Говоря такие слова, мы подразумеваем, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух - Единосущная Троица, в Которой каждая ипостась имеет славу по своему достоинству и никто ни больше, ни меньше: ни Отец, ни Сын, ни Дух Святой, но Они все равны между собой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Живоначальной Животворящей Нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа! Это праздник полноты жизни, потому что Святая Троица и есть сама Жизнь. Мы, люди, которые сотворены этой Жизнью, несем в себе источник жизни и всякий верующий в Нее тоже имеет жизнь и жизнь вечную, по слову Спасителя. И мы люди, идущие по этому пути жизни всегда подпитываемся от этого Источника. Как бы нам не было тяжело, мы всегда можем рассчитывать на Живоначальную Троицу, которая питает наши души и телеса. В каком бы испытании не находился человек, он укрепляется милостью Божией, благодатью Его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Вознесения Господа Бога нашего Спаса Иисуса Христа. Этот праздник еще называют праздником надежды, поскольку Господь, по милости Своей, через Вознесение Свое, дал нам надежду наследовать вечные блага небесной жизни в обновленной плоти. Эта дорогая цена обновления, искупления человека и восшествия на небо была дана кровью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тот путь, который прошел Господь на небо, Он указал всем последующим Ему. И мы обязаны пройти этот путь.

Путь этот непрост, на нем встречаются разного вида сложности, которые мы должны с вами преодолеть. Человеческая плоть, склонная к греху, очень тяжела на подъем к добру. По своему естеству она христианка, но, к сожалению, по своей греховной природе она склоняется к страстям, порокам, увлечениям, которые уклоняют ее от главной цели на этом пути. Надо сказать, что грех, который по виду своему бывает сладок, по плодам своим очень горький; добродетель же, иначе: по виду кажется тяжела, но на вкус по своему результату она дает человеку сладость, удовлетворение его душе. Мы, проходя этот жизненный путь, к сожалению, не всегда идем по нему прямо, а склоняемся то к одному греху, то к другому. Так бывает достаточно часто, мы падаем соблазняемся и, тем самым, лишаем себя вечной блаженной жизни. На этом пути возникает и много радости, если человек склоняется жить согласно заповедям Божиим.