В октябре 2017 в результате поездки в Одесский Успенский мужской монастырь удалось познакомиться с монахами, которые помнят инока Василия (Бочаркина) и иеромонаха Лазаря (Бочаркина), известного нам как старца схиигумена Серафима (Бочаркина) и ознакомиться с его Послужным списком из архива Одесского Успенского мужского монастыря.  

На просьбу к монаху Макарию определить основную черту инока Василия, тот ответил – ревность по Богу. Он пришел в монастырь молиться. Происхождение этой потребности из автобиографии, написанной его рукой, не прослеживается, но из опыта общения с ним можем утверждать – ревность по Богу он пронес до самой смерти.

ВВЕДЕНИЕ

Как студент 2-ого курса Магистратуры Минской Духовной Академии, я, иерей Евгений Бартошевич, клирик Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, изучаю вопрос о применении церковной епитимии в современной практике. Для написания магистерской диссертации по теме, одобренной ученым советом МинДА, «Церковная епитимия и ее применение в современной практике», мне необходимо учесть мнения и рекомендации архипастырей и пастырей Белорусского экзархата.

Целью нижеследующего рассмотрения зафиксированных в источниках фактов является выявление тенденции развития представлений о совместимости статусов монаха и светского правителя в Европе и на Руси эпохи развитого средневековья (X–XIII вв).

Начнём с констатации несомненного факта: соответствующие представления средневекового общества столетиями основывались на вполне определённом мнении отцов христианской церкви, в частности, Василия Великого, одного из основателей монашества. «Но кто произнёс уже свой обет, – писал он, – тому надобно соблюдать себя для Бога, как одно из священных приношений, чтобы тело, посвященное Богу обетом, осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпасть суду за святотатство» [ , С. 139–140][1].

Упоминание о древнерусском монашестве, по-видимому, само по себе подразумевает княжну-монахиню XII в. Евфросинью Полоцкую, очень популярную в современной Беларуси. Что в её наследии на самом деле доминирует? Значение религиозно-культурное, или же, наоборот, политическое? И, если не она, то кто именно может претендовать на значение в области политики, сопоставимое с Войшелковым: может быть, популярная в украинской истории «великая княгиня Романова», лично княжившая также и в Берестье?

Лавришевский монастырь всё чаще привлекает к себе внимание, в том числе, благодаря находке при его раскопках матрицы печати из серовато-розового сланца, или шифера. Её размеры: длина 48, верхний торец 14 х 15,  нижний 15 х 22 мм. С первого взгляда этот предмет напоминает половинку обыкновенного точильного бруска, сработанного и переломившегося посредине, за каковую она и была принята, первоначально, С.Е. Рассадиным. Но уже тогда замечен две параллельные бороздки вокруг утолщённого конца, из которых одна идёт по самому краю, а вторая на 13 мм выше (Рис. 1: 1).

По тому, как люди относятся к своим святыням можно судить о их духовно-нравственном здоровье. У здорового человека святыня вызывает чувство благоговения и трепет, желание прославить Бога. Такие люди не боятся исповедовать Господа своего, ведут себя по отношению к святыне искренне и по-детски непосредственно.