Вступление

Очень часто в стенах духовных школ мы слышим доклады на тему богословия, истории, философии, филологии, литературы и многих других наук. Однако мне кажется, что мой скромный доклад это одна из немногих, если не единственная попытка осветить богословие с точки зрения естественных наук. Такое игнорирование естественных наук мне кажется характерным (или, как врач, скажу «симптоматично») для современного русского богословия. Возможно это связано с абсолютно ложной идеей, которой всех нас учили со школьной скамьи, что «наука доказала, что Бога нет». Возможно, что эта фабрикация безбожников разных мастей до сих пор тлетворно влияет на наше сознание.

В самой первой монографии Леонида Давыдовича Поболя упоминаются, в самом общем плане, «большие курганы в Пинске» [59, C. 23]. Этим пинским курганам была посвящена одноименная публикация Ю.В. Кухаренко [39, С. 87–90]. Бóльший из этих курганов пинчуки называли «могилой Войшелка». Оказалось, однако, что этот, к сожалению, срытый строителями ещё в 1955 г. курган, содержавший, по-видимому, остатки трупосожжения, а в насыпи – фрагменты пражской и даже зарубинецкой керамики, датировался вовсе не второй половиной XIII, а концом Х – началом XI вв. Согласно автору публикации, в нём был погребён отнюдь не этот литовский, а неизвестный нам славянский князь (или воевода). Очевидно, что упомянутая народная ассоциация возникла из-за непосредственной близости данного памятника к одному известному церковному учреждению. По мнению, в частности, Ю.В. Кухаренко, это было «как-то связано с пребыванием Войшелка в Лещинском монастыре Пинска, куда он убежал после убийства его отца жмудинами».

Обычно духовник - это священник, который советует, наставляет христианина на пути спасения.

Святейший Патриарх Кирилл: "При духовном окормлении монахом мирянина необходимо сосредоточиться на руководстве внутренней жизнью души, не покушаясь отнять у ближнего Богом данную ему свободу."

Когда болеет тело, страдает душа. Алкоголизм — одно из страшнейших заболеваний, калечащих не только организм, но и душу человека. Он становится одержимым, зависимым от злого духа — алкоголя. Наверное, как и каждое другое заболевание, алкоголизм нужно лечить изнутри, из глубины души человека, закованной в цепи «зеленого змия».

Кстати, вы не задумывались, почему именно с этим пресмыкающимся гадом народная молва сравнивает спиртные напитки?! Этот библейский искуситель ввел когда-то человечество в грех, за который мы расплачиваемся по сей день. Посмотрите сколько душ губит эта нечисть! И разве нет силы, способной противостоять этому злу, которое из людей делает покорную, практически обесчеловеченную толпу?! Есть! Это — вера. Вера в Бога, в могущество своего душевного равновесия и в то, что в можно побороть эту болезнь.

Песок, сосны, вода и голубое небо. Мягкая желтая тропа к храму, а вокруг монастырской территории столетние сосны в облаках, среди которых стоит церковь, трапезная и постепенно растут новые здания; широкая, красивая река, образующая нерукотворную границу между монастырем и деревней, монахами и миром, молитвой и суетой ... В какой-то момент понимаешь, что это и есть - Дом Бога.

Будущий игумен Евсевий (Тюхлов) тоже сразу полюбил это место, почти пять лет назад он приехал сюда вместе со своим другом - немецкой овчаркой Бароном. Вдвоём они обошли здесь все окрестности, отец Евсевий нашел в лесу место - настоящую пустыню в духовном смысле этого слова, куда он придет жить, когда все построит. И начал строить.