Со схиигуменом Серафимом я впервые познакомилась заочно.  Это было приблизительно в 2006 году, но вспомнила я об этом только совсем недавно. Возвращалась из Жировического монастыря в Минск.  В Слониме, на автовокзале, в ожидании маршрутки в собеседниках оказался мужчина, который ехал по тому же маршруту.  Мужчина  впервые был в Жировичах, провел там неделю. Он был под впечатлением,  ему хотелось поделиться своими размышлениями о монахах, об устройстве монастыря, о возможностях его усовершенствования, о чем он уже рассказал монахам и теперь переживал, что его предложения не были приняты. Я слушала этого человека, скорее ради приличия, периодически кивала головой и думала о своем. Я была очень уставшей, совершенно разочарованной от поездки: оставила дома тяжелобольную, лежачую маму, вырвалась на два дня, в Жировичах провела меньше суток, то, что хотела сделать, не сделала. При этом все время угнетало чувство вины перед мамины страданиями: она очень не любила,  когда я уезжала и оставляла ее на кого-то. Мужчина оказался кандидатом физико-математических наук, доказывал существование Бога какими-то научными законами, чего я вообще никогда не принимала, ведь смысл веры не в доказательствах…

Современное общество называют обществом потребления материальных благ. Оно сложилось во всех так называемых развитых странах и имеет свою систему ценностных ориентиров. Главный из них — жажда преуспеть и любой ценой разбогатеть. Культ денег настолько вошел в наш повседневный быт, что курс валют стал обязательной новостью для всех, которая сообщается наряду с прогнозом погоды. О пагубной страсти человеческой — сребролюбии мы беседуем с ректором Минских Духовных Академии и Семинарии архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

Оказалось, что у календаря тоже есть чувство юмора: 12 апреля мы будем отмечать Пасху и День космонавтики зараз. «Смешно и нелепо!» — скажете вы. Да мы и сами так подумали — пока, движимые благородной целью продемонстрировать разницу между «легкими курильщика и здорового человека», не задали одни и те же важные вопросы доценту Минской духовной академии протоиерею Сергию Лепину и летчику-космонавту Олегу Новицкому.

В молитве будьте постоянны, говорит святой апостол Павел. Почему нужно быть постоянным в молитве? Потому что молитва — это путь к Богу. Без молитвы невозможно приблизиться к Богу, невозможно общение с Богом, связь с Ним. Тот, кто не молится, далек от Бога, а значит, далек от спасения, ибо спасение как раз и заключается в соединении с Богом. «Бог есть единый источник всех истинных благ, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу — молитва.

 

Вступление

Проблема отношения Церкви к молодежным движениям и в частности к представителям рок-течений является в наше время напряженно острой и актуальной. Во многом это связано с обращением в Православие известных рок-музыкантов, а так же благодаря деятельности в среде рок-субкультуры миссионеров диакона Андрея Кураева, игум. Сергия (Рыбко). В Донецкой епархии миссионерскую работу среди неформалов проводит о. Никита Панасюк.

Между тем отношение к рок-субкультурам в церковном обществе довольно неоднозначно и подчас противоречиво. Рок-музыкантов обвиняют в приверженности к сатанизму, на представителей рок-движений смотрят как на источник наркомании, алкоголизма, разврата, сектантства. Рок-движениям приписывают отсутствие патриотизма, космополитизм, ориентацию на Запад.

Вступление

Очень часто в стенах духовных школ мы слышим доклады на тему богословия, истории, философии, филологии, литературы и многих других наук. Однако мне кажется, что мой скромный доклад это одна из немногих, если не единственная попытка осветить богословие с точки зрения естественных наук. Такое игнорирование естественных наук мне кажется характерным (или, как врач, скажу «симптоматично») для современного русского богословия. Возможно это связано с абсолютно ложной идеей, которой всех нас учили со школьной скамьи, что «наука доказала, что Бога нет». Возможно, что эта фабрикация безбожников разных мастей до сих пор тлетворно влияет на наше сознание.

В самой первой монографии Леонида Давыдовича Поболя упоминаются, в самом общем плане, «большие курганы в Пинске» [59, C. 23]. Этим пинским курганам была посвящена одноименная публикация Ю.В. Кухаренко [39, С. 87–90]. Бóльший из этих курганов пинчуки называли «могилой Войшелка». Оказалось, однако, что этот, к сожалению, срытый строителями ещё в 1955 г. курган, содержавший, по-видимому, остатки трупосожжения, а в насыпи – фрагменты пражской и даже зарубинецкой керамики, датировался вовсе не второй половиной XIII, а концом Х – началом XI вв. Согласно автору публикации, в нём был погребён отнюдь не этот литовский, а неизвестный нам славянский князь (или воевода). Очевидно, что упомянутая народная ассоциация возникла из-за непосредственной близости данного памятника к одному известному церковному учреждению. По мнению, в частности, Ю.В. Кухаренко, это было «как-то связано с пребыванием Войшелка в Лещинском монастыре Пинска, куда он убежал после убийства его отца жмудинами».