Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!  

С праздником, дорогие братья и сестры, воскресного дня и с днем интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, нашего пастыря. И сегодня мы совершили молебное благодарственное пение в память его интронизации и попросили у Бога, чтобы Господь дал ему здравие духовное и телесное, и мудрость архипастырскую в управлении корабля Православной Церкви в этом житейском море.

И сегодня мы с вами слышали всем достаточно известную притчу о мытаре и фарисее. Все мы хорошо помним ее, что вошли в церковь два человека и стали молиться. Один из них фарисей, учитель еврейского народа, человек, который одевался в красивые одежды, говорил красивые слова, был учителем многих и творил множество добрых дел и все они были на виду у людей.

И вот он стал молиться, Господи, я так много пощусь и в среду и в пятницу, и чту субботу, и десятину даю от средств. Все выполняю ради того, чтобы Ты меня услышал. Я благодарю, что я не такой, как этот, указывая на мытаря. Мытарь, человек, который собирал подать с еврейского народа, никто его не любил, никто этих людей не уважал. И, осознавая свое недостоинство и греховность, он только взывал словами, Боже, милостив будь мне грешному, не смея поднять даже свой взгляд к Богу. И Господь заключает эту притчу тем, что мытарь остается оправданным по сравнению с фарисеем.

Вы никогда не задумывались, почему Господь так не благосклонен гордости. Можно даже подумать, люди воспитанные в советское время, очень часто использовали эти слова: гордость народа, достоинство человека, честь, свобода – все говорит о том, что человек высокого звания и должен в глазах других людей быть высоким, достойным себя и других людей. Но если мы вспомним Денницу, Ангела близкого к Богу в свое время, то вспомним, что Он упал по гордости своей. Господь в Евангелии говорит, что видел сатану, сходящего с неба, яко молнию, это свидетельствовало о его светоносном достоинстве, но падшему по своей гордости. Господь из-за гордости не пожалел Ангела и наказал его вечным наказанием отсутствия Бога, то неужели Он не накажет тех людей, которые тоже впадают в эту тяжелую болезнь.

Если смотреть сквозь призму святоотеческого учения, мы много узнаем о гордости. Узнаем, что гордость ¾ мать всех пороков, что причина всех бедствий и несчастий людей, что это такая духовная инфекция, которая глубоко проникает в душу человека, передается с наследственностью и что мы до конца своей жизни, как паразита будем носить его в себе, возможно много, много раз, побеждаясь от этой страсти. Пагубная, ядовитая страсть, которая мучает человека на протяжении всей его жизни. Даже если человек добродетельный и совершает свое предназначение в этой жизни и тут есть опасность возгордиться, как некогда возгордился фарисей.

Через эту притчу Господь делит людей, верующих в него, на две социальные группы. Право славящих – это мы с вами, потому что мы прославляем Бога правильно со смирением, с кротостью, с благодарностью Богу, славу не себе  приписывая, но единому Богу. И тех людей, которые неправильно славят: гордятся, бесчинствуют, выставляют свое человеческое достоинство и тем самым становятся недостойными перед глазами Божиими. Подтверждению этих слов Господь в Священном Писании нам говорит, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. И псалмопевец Давид воспевает сердце сокрушенное, которое Бог никогда не уничижит.

Мы много раз приходим к Богу, прославляем или просим в каких-то жизненных обстоятельствах, но с должным ли мы сердцем приходим к Богу, правильно ли мы Его славим в своих молитвах и угодна ли наша молитва перед глазами Божиими. Мы, прежде всего, должны сами ответить на этот вопрос. Никто из сторонних людей вам не скажет, каждый сам себе должен дать оценку. О чем мы думаем сегодня во время службы? О чем только не думаем! Если бы мы даже краткую молитву произнесли, какая бы она там ни была, Боже милостив буди мне грешному или Иисусова молитва и ничто другое не занимало ума и сердца человека, то тогда можно было справедливо сказать, что мы с вами правильно молились перед Богом, правильно Его славили, ни на что другое не отвлекались. Такая молитва Богу угодна, и за эту молитву Господь дает нам многие блага, и земные, и небесные.

Возникают достаточно часто вопросы: «Почему мы не исправляемся? Почему я внутри себя не меняюсь?» День за днем идут, годы, а человек никак не меняется. Почему? Потому, что в нем много гордости, в нем нет смирения. Отсутствия смирение не привлекает благодать Божию, и не содействует в деле спасения человека. Человек очень трудно идет, падает и встает. Да, это один из путей к Богу. Мы можем так идти. Однако подумайте, какой это тяжелый путь, неужели приятно постоянно падать в эту грязь, омываться, опять вставать и опять падать. Есть же другая жизнь. Жить смиренно, не гордиться, не осуждать, считать себя хуже всех. Как просто. В течение даже самого короткого времени человек может измениться. Напротив, если человек не выбирает этот путь, если ему нравится смотреть на всех свысока, оценивать их, как нам кажется справедливо по-человечески, направо-налево всех обсуждать и осуждать, то человек принимает на себя тяжелые страдания, сам на себя возлагает тяжелый крест скорбей. Благодать Божия отступает: у человека ни радости, ни покоя, ничего нет – внутренняя пустота. И это будет справедливым, потому что Господь видит, что даже малая добродетель в присутствии гордости теряет смысл в глазах Бога. Представьте себе, человек лезет на стену в течение всей жизни и затем, оказывается не на ту стену. Господь нам показывает прямо путь в Царство Небесное. Что Господь говорил, когда отходил от этого мира? Приблизилось Царство Небесное. Мы живем в этом Царстве Небесном. Мы с вами, всякий раз, когда приходим в храм, начинаем прославлять Бога словами: благословенно Царство, Отца и Сына и Святаго Духа; благословен Бог Наш, помяни мя Господи во Царствии Твоем. Вот, оно уже Царствие Небесное здесь. Живите, радуйтесь! Тогда мы можем сказать справедливо, что мы глубоко верующие люди и мы являемся сонаследниками Царствия Небесного. Нет в наших сердцах покоя, нет радости, нет присутствия Царствия Небесного, значит, мы в нем и не живем, значит, мы где-то вообще на стороне. Помните о своем призвании, кто мы есть и ради чего мы живем. Все, мы с вами дети Отца Небесного, мы сонаследники  Царствия Небесного, мы с вами христианского высокого звания и Господь хочет видеть нас смиренными, чистыми и добродетельными людьми. Я хочу каждому из вас пожелать, чтобы вы глубоко задумались об этом и не теряли себя в этом мире. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.