Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Прошла ночь, наступил день. Как говорит сегодня апостол Павел: облекитесь в оружие света. Церковь Православная в последний день предуготовляет верных чад своих к Великому посту. Пост, как одно из средств, помогающее иной раз вооружиться против самих себя и своих страстей, против мира и дьявола. История свидетельствует нам о том, что пост был установлен еще в далекие времена. Упоминания о посте были уже во II-III веках, а законность оно уже получило на Первом Вселенском Соборе и 59 апостольское правило гласит о том, что каждый верующий должен предуготовлять себя к Пасхе Христовой сорокадневным постом.

Откуда произошло понятие поста, его необходимости и важности? Еще в Ветхом Завете мы вспоминаем пророка, который презывает город Ниневию, невитян, которые впали в тяжелые грехи. Господь через пророка предупредил, что если вы не покаетесь, то город погибнет.

Неневитяне, испугавшись наказания Божиего, возложили на себя и даже на скот сорокадневный пост. Всем нам известно, что по милости Божией за несение поста Господь помиловал город, даже пророк недоумевал, как мог Господь сказав Свое слово, не сдержать его? Господь еще раз доказывает свое человеколюбие к людям, прощая их тяжкие грехи.

В Новом Завете показывает нам образ и необходимость Великого поста, Сам после Богоявления, удалившись в пустыню, сорок дней ничего не вкушал, тем самым показал образ Великого поста и необходимость его для людей.

Каждый из нас, готовясь к Великому посту, должен понимать очень важные вещи. Современный человек, который придерживается здорового образа жизни, часто соблюдает диету, понимая, что для здоровья необходимо какое-то воздержание от пищи. Верующий во Христа должен тоже понимать, чтобы победить в себе тьму, страсть и порок, есть крайняя необходимость научиться воздерживаться от пристрастий этой земной жизни. Многие из нас уже неоднократно проводили пост и почувствовали на себе, ее и важность, и действие, чувствуется, как легче становится в физическом смысле и в духовном. Человеку становится легче и Пасху Христову встречает в светлом и добром чувстве. Но стоит человеку нарушить пост и ощущает тяжесть души и тела. Действительно, мы согрешаем перед Богом, если, находясь в духовной темноте, не стремимся к свету. Если находясь в духовном рабстве от страстей, мы не стремимся к свободе духа. Пост ¾ одно из самых важных средств при достижении света и свободы духа. Проходя поприще Великого поста, возможно, мы столкнемся с многими трудностями и в плане здоровья мы должны помнить, что устав церковный предписывает соблюдать пост для тех, кто здоров. Когда составлялся устав о посте во втором и третьих веках, он писался для монахов, которые проводили аскетический образ жизни. Монахи, уходя в пустыню на сорок дней прежде сходились вместе, испрашивая друг у друга прощение. И уходили на сорок дней, ничего не вкушая из той пищи, которую мы привыкли обычно вкушать в обычные дни, воздерживаясь от мяса, молока и другой пищи скоромной. Еще в семнадцатом веке был древнерусский устав, Типик так называемый, он еще назывался константинопольский, и он был не такой строгий. Первая и последняя неделя должна быть строгой, сухоядение, по уставу. Мы должны соблюдать пост в соответствии со своим здоровьем, своей возрастной категорией. Если вы больны, то надо будет взять благословение у священника на послабление, если у нас пожилой возраст, то никто не обязывает вас поститься так, как постятся молодые.

Очень часто встречаются люди, которые безрассудно относятся к посту. Как-то одна женщина звонит и говорит: «Батюшка, благословите на пост». – «Хорошо -  спросил, - как поститься будете?» Говорит: «Ничего есть не буду сорок дней». По силам будет человеку такое? Знаю еще одного пожилого человека, весь пост только яблоки кушал, а потом было слипание кишок, человеку пришлось делать операцию в восьмидесятилетнем возрасте, чуть пережил. К чему такой пост, чтобы потом создавать экстремальные условия для своей жизни? Пост должен быть в соответствии с нашим здоровьем и с теми условиями, в которых мы с вами находимся. Те, кто находится в монастыре, должны более строго поститься, хотите строго попоститься, приезжайте в монастырь, больше будете молиться, участвовать в богослужении и поститься, как монахи. А если вы находитесь в миру, то вы должны себе немного послаблять пост. Если пожилого возраста люди скушают в субботу или воскресенье рыбу – это не страшно. Главное, чтобы вы ходили в церковь, были духом бодры и телом здоровы.

Вспоминается один случай, я тогда был еще в Жировицком монастыре, женщина пожилая благочестивая в церковь ходила каждый день. Зима наступила, не хотела поступиться своим правилом, и в плохую погоду ее предупреждали, не ходи, скользко, ты же уже пожилая. Нет, говорит, все равно пойду и упала, сломала ногу в двух местах и пролежала два месяца в постели. А если бы прислушалась к совету, то и в церковь бы ходила и в таком возрасте, когда плохо сращиваются кости, не пережила бы такой шок болевой. Поэтому надо ко всему относиться с рассуждением. Если вы хотите найти эту меру, то обязательно посоветуйтесь со священниками, своими духовниками, как вам поститься, даже до мелочей. Совесть ваша будет спокойна, и душа и тело будут в бодром расположении. Наступает Великий пост, как весной, очень удобные условия для того, чтобы возрастать духом и расцветать. Но расцветать мы сможем только в том случае, если мы будем ко всему относиться рассудительно. Дай Бог каждому из нас это рассуждение, чтобы мы простили с вами друг друга перед постом, иначе тогда и пост для нас не пост. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что если мы не простили ближних своих, то не утруждай себя постом и молитвой, потому что это не пойдет человеку на пользу. Освобождайте свой разум и сердце от всяких обид. попросите прощения в этот день перед постом. Аминь!

 

У вас нет прав на размещение комментария.