Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с воскресным днем. Слава Богу, мы уже с вами прошли несколько недель Великого поста и, проходя очередную, Господь предлагает нашему вниманию через Евангельское повествование историю о расслабленном, который был принесен своими друзьями. Господь, видя их веру, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе твои грехи». Фарисеи, конечно же, были смущены этими словами, думая, кто может кроме Бога прощать грехи. Иисус Христос, видя их помышления, говорит расслабленному: «Чадо, возьми одр твой, возьми постель свою и иди в дом свой». И расслабленный по слову Спасителя встал, взял свою постель и пошел. Вот это чудо свидетельствует нам о Боге, который по Своей и человеческой и Божественной природе получил дар от Бога Отца исцелять немощи людей и немощи людей не только тех, которые были ему современниками, но и тех, которые живут и будут жить в последующие времена, т.е. это мы с вами и наши потомки.

 

В другом Евангельском повествовании сегодня мы тоже слышали слова Спасителя, что Он есть дверь овцам. Подобные слова мы достаточно часто встречаем в Евангелии. Господь говорит, что без Мене ничего не можете творить и ничесоже, к Отцу можно придти только Мною и т.д. Этим Господь еще раз нам показывает, что только во Христе и со Христом мы можем преодолеть все трудности, которые возникают на нашем жизненном пути.

Вы знаете, когда проезжаешь по дорогам нашим, встречаешь рекламу, да, иногда останавливается внимание, изображение, фотография чемпиона и вопрос: «А чем занимаешься ты?» Да, берут, конечно, чемпионов, молодого поколения для того, чтобы подрастающее поколение, глядя на этих выдающихся людей, достигших высокого физического какого-то результата, люди стремились к подобным результатам.

Наши святые отцы, которые жили во Христе и со Христом, это те же самые чемпионы, только в духовном смысле, которые достигали высоких духовных результатов. Этот результат ¾ святость и Дары Святого Духа, помогающие в жизни человека достичь спасения души.

Мы очень похожи на людей, которые находятся в болезни, не на чемпионов, а на людей в болезни, в духовном расслаблении. Нам тоже будет справедливо задать вопрос: «А чем занимаешься ты, находясь в немощи духовной?» Чем мы занимаемся? Стремимся ли мы быть в духовном смысле чемпионами. Конечно, тут нельзя устанавливать каких-то соревнований, эстафет, кто ближе к Богу. Все это в человеческом понимании, свойственно только людям, которые стремятся быть лучше. И выше всех остальных. Наш духовный результат, который может быть угодным Богу ¾ это наше глубокое смирение, молитва к Богу, осознание своей греховности и любовь к Богу и ближним своим. Мы должны часто задумываться об этом.

Что мы делаем для того, чтобы достигнуть каких-то высоких результатов. Ну, даже начнем с малого, с чего мы начинаем свой день? Да, положено, по Уставу Церкви, по учению святых отцов, начинать день с молитвы. Как учат святые отцы, если мы начинаем день с молитвы, то и день, соответственно, будет у нас тоже с мыслями о Боге и стараниями в богоугодной жизни. Но если первая мысль наша приходит о суетном, то день и вся жизнь наша проходит в суете, человек лишается самого главного духовного достижения, к которому стремится всякий христианин.

Вот, как бывает у спортсменов, которые пытаются достичь высокого результата, они делают усилие. В этой области люди, проходят через боль, для того, чтобы достичь какого-то результата. Это усилие, порой, тяжело дается. Но оно является, в конечном счете, высоким показателем. То же самое происходит и в христианской жизни. Можно найти аналог, если человек делает усилие над собой: заставляет себя, скажем, помолиться, заставляет себя держать в своем уме молитву Иисусову в течение дня, если побуждает себя прощать обиды, заставляет себя читать святоотеческую духовную литературу, Священное Писание и т.д., то тем самым он, делая усилие, поднимается на ступеньку выше. Без усилий, без труда, без боли невозможно будет достичь каких-то высоких результатов. И мы должны определиться, какая нам жизнь больше нравится, жизнь в духовном расслаблении или жизнь святых людей, которые постоянно к чему-то стремятся.

Сейчас такое время, достаточно тяжелое и современному человеку свойственно состояние уныния и печали, состояние безысходности. Один человек думает, что у меня ничего не получится, я уже все пробовал, в церковь я ходил, Богу я молился, исповедовался и причащался, а перемен никаких нет. Другой человек будет говорить, что я никого не обидел, никому ничем не навредил и, вообще, неплохой сам по себе человек. Так по гордости своей думает и, в принципе, я ни в чем не нуждаюсь.

Вы знаете, даже бывают такие случаи, верующий человек, который на протяжении нескольких десятков ходит в Храм Божий, а потом приходит и говорит: «Вы знаете, а люди, живущие в миру без веры, гораздо лучше, чем мы». Так получается, какой-то парадокс. Мы ходим в храм, боремся с грехом, делаем все возможное, чтобы стать лучше. А оказывается, те люди лучше, ничего не делая. Тут, конечно, Бог может только рассудить, кто лучше, хуже, Он Сердцеведец. Но вообще думать, что ничего не делая и будет все хорошо, это тоже одна из ошибок. Это опять же, у человека внутренняя печаль, состояние уныния и ему кажется, чтобы я ни делал, все плохо. А вот люди ничего не делают и у них все хорошо. Неверующий человек, и дом у него есть, и машина, и работа высокооплачиваемая, и в церковь не ходит и все есть. А я в церковь хожу и нищая. Где же тут справедливость, Божия или хотя бы человеческая? Я делаю все, и с грехом борюсь, и пощусь, сколько лишений, сколько заботы о себе, человек заставляет себя, утром надо рано встать, помолиться, вечером уставший опять же надо заставить себя помолиться. И ничего и результата нет. А другие ничего не делают и прекрасно живут. Зачем мне тогда такая церковь, если ничего не меняется.  

Эти мысли достаточно ошибочны. И человек может изменить себя, если он делает усилие. Вот взять нас, стоящих в храме, сделали усилие, но мы сделали усилие не до конца. Мы пришли в храм, мы молимся, но это только внешняя форма проявления благочестия человека, а сделать усилие ¾ это значит стоя в храме, освободить ум от всех забот, думать только о Боге, плакать о своих грехах. А мы, получается, не дотягиваем, пришли, но достаточно хорошо не помолились. Выйдя из храма, мы уже не чувствуем внутри того, что должны были ощутить от присутствия здесь Бога и прикосновения Его к нашей душе. Причастились Святых Христовых Тайн, а внутри ничего, ни страха Божьего, ни благоговения. Есть люди, духовные люди, которые всякий раз подходя к Причастию плачут, как правило, не может без слез причаститься Святых Таинств Христовых. Вот этот человек сделал усилие, он вспомнил о своих грехах, он вспомнил, перед Кем он предстоит, Кого он вкушает в свою душу, что становится одном целым с Богом и, сделав это усилие, он достигает плача. Поэтому плачу Господь дает благодать, которая меняет его жизнь.

Мы мечтаем все о завтрашнем дне, буду молиться, трудиться, бороться со своим грехом, стану лучше. Завтрашнего дня может и не быть. А если он и настал, то может ничего и не измениться, если мы не изменим сегодняшний день. Начинать надо, как правило, с сегодняшнего дня, с сей минуты. Тогда, возможно, что к вечеру у нас что-то с вами изменится. Всякий раз, к чему-бы мы не прикасались, какое бы духовное упражнение не выполняли, мы должны дотянуть его до конца. Простой пример: мы пришли в трапезную сейчас кушать, хочется наестись основательно до вечера. Вы немного не докушайте, на ложку или на две. И так оно практически во всем: в отношении с ближними своими, в отношении к работе, в отношении к тем духовным вещам, к которым мы прикасаемся каждый день. Читаем Священное Писание, Евангелие, можем просто прочесть, как книгу. А можно прочесть, как настольную книгу. Можно прочитать медленно и вдумчиво, не торопясь и откроет Господь такие вещи, о которых мы никогда в своей жизни не задумывались. Читали это все время, все как бы вскользь это как в поезде, летит поезд, мы видим города, деревни, деревья, озера, мы ни на чем не останавливаем, не успеваем. Ритм жизни такой. А вы приостановитесь, задумайтесь о том, что вы читаете. Пусть этот ритм жизни несколько замедлится и вам откроются другие вещи: вы увидите красоту Богом созданного мира, красоту душ других людей, красоту своей души. Тогда ко всему будет правильное отношение. Опять же, надо сделать небольшое усилие, чуть-чуть подтянуть. Я встречал таких людей, которые запоем читают, ему только на ночь книгу и он всю ее прочел. А что понял из этой книги, насколько она слилась с его жизнью, насколько принесла она практическое применение его обыденной повседневной жизни. Вот поэтому у нас ничего и не меняется. Молитвы читаем кое-как, Священное Писание второпях, святоотеческую литературу только вскользь и вся наша жизнь только поверхностная. Сдуй эту пыль, а оказывается, там ничего нет благородного и возвышенного. Все так себе, приблизительно, внешне благочестиво, а внутри все гнилое. Мы должны, для того, чтобы показать духовные результаты, чтобы каждый день и вся последующая жизнь была результативна, надо делать постоянные усилия. Хочу себе и вам также пожелать, чтобы мы чаще об этом рассуждали с вами и выполняли свой христианский долг добросовестно. Тогда и вся жизнь наша будет другая, благочестивая, не только наружно, но и внутри. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.