Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня Православная Церковь чествует память святителя Ионы, митрополита Московского. Это человек Божий, который с двенадцати лет поступил в монашество и волей Божией, ему суждено было стать святителем, не просто митрополитом и первоиерархом Всероссийским, но он был подвижником благочестия, человеком, который сумел совместить высокое положение и высоту добродетельной христианской жизни. 

Знаете, даже в наше время говорят, что если епископ сумел сохранить монашеский облик, значит, он уже преуспел. Не говорится о великих подвигах, потому что епископская жизнь в соотношении с государством предполагает переговоры и встречи. Соответственно, монашеская жизнь, уже падает на уровень ниже. А вот человек, память которого Православная Церковь сегодня чествует, сумел совместить свое положение и христианский подвиг. Господь даровал ему Дары Святого Духа, он стал чудотворцем и прозорливым. По его молитвам в пятнадцатом веке при нашествии иноплеменников Москва спаслась от насилия и рабства.

 

Мы в своем роде, тоже в какой-то степени несем ответственность за свое положение. Нельзя считать, что если мы не занимаем церковных должностей, то мы уже как бы не имеем никакой ответственности. Уже само звание христианина оно высоко и перед Богом и человеком, потому что мы носим в себе высокое имя Христа.

Часто в земной жизни мы встречаем, что если человек носит известную фамилию, Пушкина, например или Суворова, мы уже начинаем гордиться. Еще не прошло несколько столетий, да, а он уже гордится тем, что он является носителем знаменитой фамилии. Так и мы тоже, христиане, являемся носителями имени Христа. Это достаточно высоко, и мы должны ему соответствовать. Что Господь от нас требует? Требует, чтобы мы были свободные от греха, чтобы мы всецело принадлежали Богу, не отчасти и не наполовину. На самом деле положение наше гораздо тяжелее, чем нам кажется.

Святые отцы учат, что если человек хотя бы малым грехом побежден, то он уже раб греха. Это уже есть смертный грех. Мы с вами делим смертные грехи: гордость, чревоугодие, блуд и так далее. А если уже какой-нибудь малый грех, ну сказал там словечко черное, ай, отмахнулся, бывает, сказал обидное слово, человека ввел в искушение, ай, что там такое, ничего страшного. Если мы этим малым грехом побеждены, то мы уже являемся рабами греха, мы уже не христиане, не имеем права носить это имя, потому что Господь говорит, если я освободил вас, то вы истинно свободны, подразумевая свободу от греха. Мы можем быть свободны в какой-то степени от денежной недостаточности, денег хватает, беспокоиться нечего, свободны, не думаем, нет проблемы как прожить, как прокормить свою семью, не имеем недостатка ни в пище, ни в одежде, ни в других жизненно важных вещах. Если мы имеем, скажем, положение высокое, занимаем должность директоров или еще кого-то, то уже тоже считаем, что достаточно обеспечены, своего рода гарантия благополучия, не пропадет человек. Но есть другая несвобода, если он привязан к чему-либо, скажем, к деньгам, к той же  самой власти, даже к детям чрезмерная привязанность, и дня мы не можем без ребенка прожить, то это уже говорит о том, что человек не свободен. Он уже не может иметь мирного, нормального, внутреннего состояния души, он все время будет скорбеть, переживать, болезновать за все. И ему будет больно каждый раз, если что-то случится против его свободы. Да, мы пережили с вами эпоху феодализма. Мы уже не знаем что такое крепостное право. Мы свободны, живем в демократическом свободном государстве, никаких проблем, работа есть, семья есть, дом есть. Вроде бы как свободны. Но в тоже время, если мы отчего либо зависимы, значит, мы тогда состоим в печальном положении и несем за это положение ответственность перед Богом. Не только в будущей жизни Господь нас спросит, как мы прожили эту земную жизнь, а уже в это настоящее время мы несем ответственность. Мы уже отвечаем за свои поступки и наш внутренний мир ¾ это, и есть зеркало нашей свободы. Если увидим какое-то существо непонятное, гневливое, раздражительное, озлобленное на все и на вся, это говорит о том, что мы не являемся образами, подражающими Христу. Это состояние души достаточно печально.

Вот есть люди, которые находятся в заключении, тяжелое положение моральное, подавленное состояние человека, полностью изолирован от общества как вредный элемент. Можно его понять? Можно. Да, человек страдает, пусть даже за собственные проступки. Государство его наказало и это справедливо, и мы не считаем, что это со стороны государства несправедливо, человек понес наказание. Но если быть до конца честными и справедливыми, то мы все должны в тюрьме сидеть, потому что мы обманываем, воруем, вводим человека в искушение, ненавидим его. Что апостол Иаков говорит, что всякий человек ненавидящий, братоубийца. Как у нас наказывают убийц: на пятнадцать-двадцать лет в тюрьму садят, считают справедливым. Если ненавидим брата своего, то и мы достойны заключения. Если перечесть все наши грехи, и каждый грех привязать к какому-либо кольцу или к стене, то мы будем полностью по рукам и ногам, и языку, и глаза наши будут привязаны и не свободны. Поэтому Господь говорит, если я вас не освобожу, то никто не освободит. А если я освобожу, то вы истинно свободны. Апостол Павел сегодня в посланиях также подтверждает эти слова, что плод свободы есть вечная жизнь. Если мы уже сейчас постараемся бороться со своими недостатками и освобождать себя от зависимости, какого-либо греха, то уже будем иметь эту вечную жизнь. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Да, у нас есть недостатки и их очень много. Но если мы хотя бы один год своей жизни посвятим единственному недостатку нашей жизни, через лет пятнадцать-двадцать мы будем совершенно свободны, мы будем бесстрастны, будем лучом света и для себя и для других людей. И этот луч света будет нас греть и тогда жизнь становится полноценной, свободной, реальной, жизненной, как источник воды бьет ключом. Год, вот возьмите один недостаток, например, не злоупотреблять пищей. Я не говорю объедаться, а просто не злоупотреблять пищей. Мелочь, на одну ложку скушайте меньше. Разве это трудно? К концу года вы уже будете практически свободны от чревоугодия. А если вы возьмете какой-нибудь еще продукт питания, который мы страстно любим, например, пиво, человек только здоровье приобретет. Выпейте какой-нибудь другой напиток, нормальный, хороший, здоровый. Принесет только пользу. К концу года вы будете свободны от алкогольного напитка. И так каждый год. Самое главное, что из этой паутинной сети греха начинаем выдергивать большие грехи, меньшие сами по себе отпадают. Человек победил страсть к алкоголю, все, меньше находится в праздности, больше занимается делом, меньше в его голову входят глупые мысли и уже от десятка необдуманных поступков он себя застраховал, он свободен от них. И эта свобода, она стоит того, чтобы потрудиться. Дай Бог, чтобы каждый из нас об этом задумался. Я уверен, Господь его не оставит и поможет своей благодатью донести свой жизненный крест до конца. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.