Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает память новомучеников и исповедников российских, за веру Христову пострадавших в годы безбожной коммунистической власти. И всегда, вспоминая их мученический подвиг, не хотелось бы, конечно, думать о их страданиях, поскольку эти воспоминания болью отзываются в сердце. Видеть боль и страдание человека всегда очень сложно и больно. Но мы чтим их не только в подвиге мученическом, но и в радости той Церкви, торжествующей, которая находится на небесах. Мы с вами, живущие на земле, представляем собой воинствующую Церковь, а те, кто доблестно сражались и унаследовали вечную жизнь - Церковь торжествующая. Мы вместе с этой Церковью сегодня торжествуем и празднуем память тех, кто победил, победил грех, победил дьявола, несмотря на все, что им пришлось перенести в своей земной жизни.

 

Вспоминая их подвиг, мне хотелось бы вспомнить о том, ради чего они так страдали. Всегда понятно, если человек жизнь свою отдает за жизнь других людей – это высоко и в глазах человеческих, и в глазах Божиих. Не каждый из нас готов отдать свою жизнь и жизнь отдать за Христа, которого никогда не видел. Мы едва сможем пострадать за тех, кого любим и видим. Проявляя часто малодушие, свойственное людям. А тут люди страдали за тех, кого никогда не видели. Мы ведь тоже с вами не видели Христа. Наверняка, многие из нас хотели бы Его увидеть, чтобы уже, несомненно, дальше двигаться по пути веры, по пути всяких лишений, искушений, испытаний, терпения, смирения. Чтобы понимать, ради чего мы терпим. Ради вечной блаженной жизни, которой никогда не видели? Ради Христа, которого мы можем только духовными глазами созерцать? Но человеку свойственно в какой-то степени проявить такую материальность – пощупать, чтобы уверовать. Как это однажды сделал апостол Фома: вложил перста свои в раны Христовы и поверил. А если бы не вложил, то так и думал бы, что это Дух, а не сам Христос во плоти, воскресший на третий день. Так и мы очень часто сомневаемся, нам не хватает этой живой действенной веры.

Вы знаете, когда Христос находился в Гефсиманском саду, то не случайно апостол, бывший ученик Спасителя, Иуда, он лобзанием показал Христа тем, кто хотел взять Его, потому что все они были очень похожи друг на друга. Есть такое мнение, что ученики настолько стали схожи по плоти Христу, что было очень тяжело понять, где Христос, а где ученик. Говорят, что когда мы унаследуем вечную жизнь, то приблизительно у всех будет возраст Христа. И сегодня, если мы хотим увидеть Христа, нам не надо стремиться увидеть Его воочию, во плоти увидеть. Нужно найти христианина, живущего по заповедям Христовым, посмотреть ему в глаза, и вы увидите Христа. Как узнать христиан? Очень просто. Они очень похожи на Христа. И вот тогда можно справедливо сказать, что мы ученики Христовы, что у нас есть живая вера, что мы движемся Святым Духом и живем, исключительно исполняя волю Божию. Хотите увидеть Христа? Посмотрите на ближнего, который живет по заповедям Божиим. А если мы и в себе не видим Христа, то должны правильно задать себе вопрос: а почему? Может, у нас нет этой живой веры, которой обладали святые мученики? Ведь они ничем от нас с вами не отличались. Если бы мы при жизни посмотрели на них, то сказали бы: простой человек, простой священник, простой прихожанин, бабушка, которая тяжко болеет и говорит о вере Христовой, как Матрона, блаженная. А ей приходилось десятки раз поменять место своего жительства от преследователей. Ну, бабушка старенькая, что в ней такого особенного? Больная еще, тем более. Терпит, благодарит Христа, молится, Господь дает ей особенную благодать. И она похожа на Христа, потому что слово, которое она дает, оно утешает. Это как вода, которая утоляет жажду человека, это как бальзам, который исцеляет немощь ближнего. И это слово очень близко и ложится очень хорошо на сердце человека. Но стоит только нам войти в другую роль, не христианина, а человека, который отстаивает свое человеческое достоинство: «Ну как это, обидели – надо же ответить, я разве могу попустить, чтобы кто-то думал обо мне плохо?» И начинает строить козни. И на кого он больше похож? На дьявола. И посмотришь в его глаза, а там все искрится, и гнев, и злоба. И в такой душе человека нет Христа, потому что в этот момент он не живет по заповеди Божией. Он не любит, не прощает обиды, он не смиряется и не терпит. И поэтому уже похож на отца своего дьявола, который клеветник, скрежещет зубами на добро и на всякого, кто делает это добро. Если мы, еще раз повторяю, хотим увидеть в себе Христа, то должны наследовать Божии свойства, христианские добродетели. То есть божественные свойства – это кротость, смирение. Посмотрите на Христа, какой Он был? Все терпел, смирялся, переходил многие длительные расстояния, голодал и по ночам молился. Казалось бы, Царь царей, а Он бедствовал, негде было и главу подклонить. И дома не было, и гнали Его, и плевали на Него, и распяли Его. А Он терпел и молился за своих обидчиков. Вот истинный пример для подражания. И мы с вами должны помнить об этом. И если мы не схожи с этим примером, даже в малом, то мы не вправе называться христианами. Ну, сами подумайте: есть любовь – смирения нет, хитрый. Любит всех, но хитрит. А если, например, добрый человек, но есть такие, которых он ненавидит. И при виде их он нервничает, раздражается, садится, как говорится, на белого коня. А остальных любит, и готов деньги пожертвовать большие. А вот единственный недостаток и все – это, как горб на человеке. Красивый человек, но сзади у него горб. Так и мы с вами очень похожи, посмотришь с одной стороны: благочестивый, в храм ходит, исповедуется, причащается, а там дух гордости, потому что тщеславится и думает о себе, что он выше других. Ведь он вправе осуждать, он вправе обижать кого-то, вразумлять, учить, наставлять.

Должны мы, конечно, быть теми, кем призывает нас быть Христос. И это блаженная жизнь, это то, что даст человеку покой и радость. И как хорошо человеку жить в этих христианских добродетелях. День начинается с улыбки и заканчивается он тоже благодарением Бога, чтобы там не случилось. Всех он любит, всех терпит, со всеми смиряется, считает себя хуже всех, а Господь ему за это – Божественную свою благодать. И на сердце у человека покой и радость. Вот к этому мы все должны стремиться. И все тогда легко будет, и работа даваться. Сколько у нас часто говорят: «Вот если бы я жил в монастыре, вот это такая жизнь…» А в монастыре говорят наоборот: «О, если бы не было скорбей, монашеских, вот там бы я жил хорошо, вот там нормальная полноценная жизнь». Да ничего подобного! Если мы находимся на своем месте, то все просто и легко, и доступно. Христос с нами, и кто против нас? Чего нам бояться в этой жизни? Ни скорби, ни болезни, ни тесноты, ни гонений. Тебя гонят, а ты радуешься; тебя обижают, а ты благодаришь Бога, благотворишь своему врагу; тебе дали в левую щеку, а ты радуешься и подставляешь правую – блаженная жизнь, и к этому мы должны стремиться. Дай Бог нам, каждому об этом не забывать. Будем, как дети, и Господь даст нам и эту жизнь благополучно прейти и следующую наследовать. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.