Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и с неделей, подготовительной к Великому посту, именуемой неделей мытаря и фарисея.

И сегодня мы слышали Евангелие от Луки, которое повествует о двух людях, приходящих в храм. По слову Спасителя, был фарисей, который благодарил Бога за все: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 11-12). И был мытарь, который «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18, 13). И последний был оправдан Богом, а фарисей остался ни с чем. Господь всегда нам предлагал и предлагает Евангелие в простых словах, доступных, и сквозь Священное Писание, как через микроскоп, мы можем рассматривать законы духовные, тайны Царствия Небесного. Господь нам в простых словах, в простой притче предлагает во внимание двух людей, которые по сути своей, по состоянию души, не так были просты. Тут существует глубина и тонкости, которые порой очень тяжело проследить простому человеку. Поэтому я и говорю, что Господь помогает нам увидеть сквозь призму духовную все, что происходит в душе человека.

 

Давайте, мы с вами посмотрим сквозь этот духовный микроскоп на нас самих, о чем мы думаем во время богослужения, находясь в храме? Наверняка, тот же фарисей и мытарь выражали свои чувства в словах не во всеуслышание – это был шепот, который был слышан только Единому Богу. И сегодня Господь тоже внимает нашим сердцам, нашему шепоту, о чем мы думаем и говорим. И мы, действительно, тяжело больны и эта болезнь у нас выражается в гордости. Вот если она откровенная, то ничего сложного не состоит, чтобы ее увидеть. А есть тайная гордость, которая не бросается в глаза и известна только Единому Богу. И благо для человека, если он увидит в себе эту тайную болезнь и вооружится всеми средствами на ее исцеление. Итак, попробуем увидеть себя не просто даже со стороны, а сквозь эту призму Священного Писания. Во время службы, повседневного бытия о чем мы с вами думаем, о чем мечтаем? О чем заботимся в течение дня? Господь нам говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6, 21). Если мы с вами только живем внешней жизнью и довольствуемся наружным благочестием, то мы подобны фарисеям. Когда священник совершает Божественную Литургию, то во время тайных молитв он часто говорит: «благодарю Тебя, Господи, о всех яже мне подал еси», - ну чем не фарисей?- «и за все благодеяния, ведомые и неведомые», - и о своих грехах, и о невежестве, так сказать, народа он молится. Это же благо великое, когда человек благодарит за все. И апостол Павел говорит, чтобы мы благодарили Бога за все. И фарисей тоже благодарил. И если мы думаем, что глядя на слова фарисея, тут проявляется открытая гордыня, это не так. Тут, наоборот –

тайная. И он сам искренне заблуждается. Посмотрите, как он себя оценивает высоко. Порой мы тоже смотрим на всех свысока. Вот осуждает человек – все, значит, он поднимается, выше всех и позволяет себе оценить, проанализировать и осудить вместе с этим. Осудил – и у него чувство довольства, что он не такой как все, что может позволить себе давать такую строгую оценку в адрес человека. Посмотрите, какая тайная здесь гордыня и не похожа ли она на нас? Человек раздражается на ближнего – это гордость; он не хочет молиться за ближнего, считает, что тот не достоин наших молитв – это гордость; нам тяжело просить человека – это гордость.

Мы часто гордимся по мелочам. Ладно, если есть за что. Вот человек достиг высот, да? Стал идеальным человеком, руководителем хорошим, стал законопослушным гражданином, стал человеком, достигшим научных высот, написал доктрины, профессор психологических, еще каких-то наук. И он может сказать: «Я работал над собой, совершенствовался и пришел к высоким достижениям». И даже тут человек не смеет признать, что он своими усилиями всего достиг. Если бы Господь не дал ему разум – разве он достиг бы этих высот? А если бы Господь не помогал ему в достижении его целей? Он же мог быть инвалидом. Ведь сколько людей таких: старается, читает, совершенствуется, а потом, раз, произошел какой-то щелчок в голове и все – сошел с ума, перестарался. Так мы гордимся с вами по мелочам. То есть, это говорит о том, что мы по своей форме гордости еще ниже упали. То есть, у нас ничего нет, высокого ума нет – гордимся. И тем самым проявляем еще крайней степени безумие. У нас нет в душе никакой духовной составляющей, а мы считаем себя духовными людьми; мы не достигли молитвы – считаем себя молитвенниками; считаем себя благочестивыми, хотя понятия не имеем о благочестии. Не знаем, что такое любовь, что такое настоящая христианская добродетель – все, так, поверхностно. Можем рассказать из того, что прочитали или из того, что услышали, но своего опыта, внутреннего, нет. Но мы все равно считаем, что мы совершенные достаточно, люди, которые не нуждаются ни в каких поучениях. Мы хорошо плаваем в Священном Писании и можем любому другому рассказать, как нужно жить. Но сами и шага не сделали к тому, чтобы  духовно совершенствоваться. Страсти в нас бушуют, мы всех осуждаем, раздражаемся и гордимся.

А есть другая жизнь человека – люди, которые неприметны. Они не говорят – они больше молчат. Умный человек и молчит. Странно, да? Казалось бы, есть что сказать и есть о чем сказать, а он молчит. И духовно высокий человек, и мог бы научить – молчит, никого не учит, считает, что он не достоин кого-то учить. И это, оказывается, нормальное состояние души человека: никого не осуждает, ко всем относится ровно. У него и жизнь уравновешенная во всем. День начинается спокойно с молитвой Богу и  заканчивается тоже молитвой к Богу и так всю жизнь. Ничто его не смущает, ничто его не раздражает, всем он доволен, за все благодарит Бога. Но это совершенно другое благодарение. И порой, его молитвы кратки, но эти молитвы постоянны и они об одном: «Господи, я самый грешный человек на свете. Разве смею я тебе подолгу молиться, разве смею я кого-то осуждать. Я прошу за себя и за тех людей, кто рядом со мной. Помогай им во всем, дай им то, чего я не могу им дать. Я предаю себя и своих ближних Твоей святой воле. Я не смею насиловать их волю, но Ты сам найди слова и сложи так обстоятельства, чтобы люди исправились». То есть он не сам пытается исправить людей, всех вокруг и в одночасье: «Если я не скажу, то кто скажет? Если я этому человеку не помогу, то кто поможет? Я же должен его спасти», - и начинает спасать всеми силами, как только может. А разве не Господь спасает? Разве не Господь располагает сердце к восприятию доброго слова? Может, в этот момент надо было просто смолчать, помолиться Богу, признать себя недостойным, и тут же приходит сила Божия и нам помогает.Вот, смиренный человек имеет все в прямом смысле. И даже когда он имеет малое, для него это все. Это его благополучие, хоть и малое, но от Бога, он это ценит, любит, уважает и готов сохранить до конца своей жизни, все что ему Господь дал.

Гордый человек лишается всего, он теряет, прежде всего, покой, на всех начинает раздражаться, гневаться, осуждать. Он позволяет давать всем замечания, он никогда не доволен тем, что ему дают. И если даже во внешних словах говорит, что он грешный человек, что он самый грешный человек, но иногда позволяет себе осудить – то это уже только слова. Здесь нет христианской добродетели – смирения, здесь гордость тайная, опасная, и чем более тайная, тем она опаснее. Если человек об этом не задумывается, если не признает себя грешным человеком – это очень опасное состояние души! Он одной ногой в аду и уже испытывает ад. Пусть подойдет к зеркалу и посмотрит на себя. Там ни радости нет, ни умиротворения. Сами глаза говорят: в человеке боль, страдание. Он страдает от самого себя – нет тут никаких врагов, ни дьявола, ни каких-то плохих людей. Он сам себе враг и дьявол, который мучает, истязает его, и покоя там не будет, пока он не смирится. И все благодеяния Божии от него отступают. И все, что даже имеет, он теряет. Вот, какая нам жизнь нравится, выбирайте?! Вот это то, что помогает нам увидеть Господь через Священное Писание, через эту обычную притчу.

Поэтому, дорогие мои, задумайтесь об этом, кто мы, ради чего живем и что нам должно сделать в этой жизни. Если мы не хотим работать над собой, то тогда предаем себя страданиям. Если не хотим смиряться, значит лишаем того, чего имеем. Смиритесь, и Господь вам все вернет обратно: и расположение людей, и поможет вам в каких-то достижениях, устроении вашей личной жизни. И судьба другая будет, и жизнь ваших близких тоже сразу изменится. Вы смиритесь, и все вокруг вас станет изменяться. Вы гордитесь, и все против вас вооружается – попускает Господь, чтобы смирить душу. Господи, помоги нам всем искренне произнести сегодня и в течение этой недели: «Боже, милостив буди нам грешным». Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.