Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами слышали притчу Спасителя, которая очень умилительна и говорит не о человеческой справедливости, а о Божественной: о человеколюбии и мудрости, о милосердии, призывающем каждого человека на путь покаяния. Вы знаете, в этой притче мы часто находим очень важную мысль. Мораль в том, что глядя на людей, похожих на нас, мы порой не находим в себе сил их полюбить? Смотрим на человека и думаем: «Ну как его можно полюбить? Жадный, льстивый, завидует, осуждает, ухмыляется, злорадствует». Посмотришь на человека и думаешь: вот комочек грязи. Сущность, испорченную грехом, полюбить, да еще, как самого себя.  И действительно справедливо, потому что не хватает наших человеческих сил, чтобы посмотреть на все глазами Бога. А Господь любит, жалеет, верит в этого человека. Уже никакой веры нет, все – пропащий человек, – обычно такие ответы. А Господь любит и ждет покаяния от этого человека. Не просто ждет, когда он, наконец, осознает, а  всячески ему помогает и способствует.

 

Как мы с вами заметили, когда пришел в осознание своей греховности блудный сын, он тоже многое увидел, многое осознал, и появилось первое доброе качество человека – раскаяние. Это диалог между человеком и Богом, никем никогда незамеченный. Когда люди сами начинают осознавать всю глубину падения, они начинают раскаиваться. Мы не видим, а Господь то видит, который испытывает сердца людей. Вот это и есть начальная, стартовая опора к дальнейшему изменению жизни человека. И потом он уже пойдет по пути раскаяния. Он идет и сам факт покаяния, уже, когда он примкнет к груди своего Отца. Вот тогда человек уже плачет и все то, о чем он думал, говорит вслух. Тогда уже есть глубина, есть слезы, умиление сердечное, там есть все. Это все, что нас может примирить с нашим Богом и Отцом.

Все мы, практически, осознаем свою греховность, ведь так же? Понимаем глубину своего падения. Какие же, мы, порой, гадкие, невежественные, жестоковыйные, жестокосердечные. Вот, в этом осознании своей греховности у нас появляется очень важное чувство, раскаянность. Мы сожалеем о том, что произошло. Вот это и есть начало нашего покаяния. И не надо сомневаться ни в себе, ни в тех людях, которые уже пришли в это чувство. Они уже пошли по пути к своему Небесному Отцу. Пусть это даже для нас незаметно. Мы с вами должны бояться осудить человека, который находится в невежественном состоянии. Может быть, он уже упал до такой глубины, чтобы осознать. Поэтому Господь и попускает нам упасть до такой степени, чтобы у нас появилось осознание, что мы комочек грязи, что без Бога мы уже не справимся. Если мы не предпримем ничего, не подумаем, значит, тогда мы останемся исчадием ада. И этот ад уже начинается: уже тяжело человеку, он томится, чувствует отсутствие Бога в своей душе. А когда он скажет первые слова: «Господи, ну помоги же, наконец», - тогда начинается путь его покаяния. И он может быть длинной даже в жизнь – это не важно. Важно, что он идет, осознает, делает первые шаги. А дальше все зависит от Бога, от Его Божественной благодати и от самого человека, если он не остановится на этом пути покаяния. И пусть он идет, жалеет, плачет. Пусть нет у него откровенных слез, пусть на лице его показано, что он еще болеет, но уже есть искра, которая может воспламениться и дать ему все то, чего ему недостает. И вот такого любит Господь, жалеет. И когда человек забывает, кто он, и куда он идет, Господь ему тут же напоминает: людей посылает, обстоятельства, болезни, скорби. Вот если у нас есть скорби, значит все в порядке, мы на пути покаяния. Господь нас не забыл. Все идет своим чередом. Но если человек уже не сокрушается, ему все становится безразлично – вот это очень страшное чувство, которое ведет к погибели. И тогда придет момент и минута, когда он сможет прильнуть к своему Отцу и поплакаться, то тут мы уже не должны останавливаться.

Вот приходит человек и навзрыд начинает плакать. Не надо стесняться этих слез – плакать ведь не плохо, даже для мужчины не плохо! И пусть плачет, пока душа не выплачется наконец и не получит себе через эти слезы прощение грехов. И сколько бы этот плач не продолжался: день, неделя, месяц, год. Пусть выплачется, чтобы душа нашла себе покой. И вот тогда приходит радость. Это есть первый плод покаяния – радость. Если у нас отсутствует эта радость, значит мы еще очень-очень далеко и от Бога, и от покаяния. Значит у нас только одни фантазии. Мы мечтаем, что растем и кажется, вот на наших глазах мы растем чуть ли не с каждым днем. Молитвы читаем, посты соблюдаем, в церковь ходим, даже какие-то себе позволяем подвиги нести: поклон какой-то сделать, святоотеческую литературу почитать. Но по сути своей это только костыли, которые нам помогают двигаться к покаянию. А покаяние – это когда человек придет и начинает плакать, и не стесняется этих слез, потому что ему уже все безразлично, ему важно только одно – он пришел к Небесному Отцу, пришел поплакать. И вот с этого момента, как он выплачется, начинается духовная жизнь, когда уже Господь дает ему дары Святого Духа: любовь, милосердие, сострадание, нерассеянную молитву, глубокую молитву, с чувством. Это плоды, духовные, человека, который созревает, и он не должен останавливаться, а идти дальше, и Господь возвращает ему все его сыновьи достоинства. Дает как бы перстень, говоря о том,  что он есть наследник Царствия Небесного, что он достойный сын своего Отца, несмотря на прошлое. И Господь уже не вспомнит о том, что было когда-то, Он рад только одному, что сын его жив, что он принес покаяние, и что он рядом с Ним. И больше Ему уже ничего не важно. Это превосходит наше человеческое понимание, понимание человеческой справедливости. Уже тут начинает действовать Божественное милосердие. Это мы с вами не должны забывать. Поэтому по мере своих сил будем стремиться к своей цели – к покаянию. И не смущайтесь, что его нет сегодня, и не будет завтра. Важно, что мы идем. А когда Господь устроит эту встречу, это зависит только от Него, как Он посчитает нужным. Увидит, что мы достаточно намучились, настрадались от своих грехов и страстей, вот тогда протянет руку, поднимет, прижмет и вернет все, что нам необходимо. А сейчас мы должны хотя бы осознавать свое падение, хотя бы в глубине души взывать к Богу кратко: «Господи, Боже, милостив буди мне, грешному. Я – блудный сын, помоги мне, спаси меня, как знаешь». Вот это наш путь, путь христианина. И не будем о себе мечтать, что мы уже исполины, духовные. Аминь! 

У вас нет прав на размещение комментария.