Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с воскресным днем и с приуготовительной неделей к Великому посту, именуемой Неделей о Страшном Суде. Последняя неделя Мясопустная, которая подготавливает каждого христианина к подвигу Великого поста. И каждый из нас сегодня должен задуматься о словах Спасителя, которые Он нам изрек в своем повествовании о Страшном Суде.

Хочу обратить ваше внимание не на то, что он страшный, а на то, насколько Господь милосерден к нам. Когда случается над человеком суд по той или иной причине, человек, конечно, страшится наказания. И не знает, какой вопрос ему зададут, и что ему нужно будет сказать. А от ответа порой зависит дальнейшая судьба человека: он будет в заключении или, наоборот, его освободят, оправдают и отпустят.

 

Посмотрите, как Господь нам открывает тайну Страшного Суда. Он заранее готовит нам вопросы: а посетили ли вы Меня, когда Я был в темнице, когда Я был болен; одели ли вы Меня, когда Я был наг; накормили ли вы Меня, когда Я был голоден; напоили ли, когда Я жаждал? Какие простые вопросы! И, казалось бы, человек за всю свою жизнь, зная, что ему нужно будет ответить Спасителю, должен был себя подготовить, ведь он знает, что ему нужно будет сделать, чтобы оправдаться на Страшном Суде. Не настолько он страшный для человека, который готовится к нему. Как экзамен, да? Человек готовится к нему, волнуется: как он сдаст, и какую ему оценку поставят. Это и есть последний экзамен нашей жизни, когда мы должны будем ответить на простые вопросы. Господь не спрашивает, обратите внимание, какие подвиги мы несли; какие тайны и мысли в своей душе носили; как часто мы грешили, и как часто мы каялись в этом; как мы постились, молились, и сколько раз мы в своей жизни причастились. Ведь нет таких вопросов! Есть простой вопрос: позаботились ли вы обо Мне в лице ближних? Как просто! И нечего тут нам бояться. Страшный суд будет для тех, кто живет неправильно, кто заботится только о самом себе, кто грешит и не кается, кто, видя немощь ближнего своего, не входит в его положение. И вот за это нам надо будет страшиться перед Богом, что была такая возможность получить Царствие Небесное, и мы ее не использовали. Посмотрите, какая цена Царствия Небесного: глоток воды, посещение ближнего, однажды. Не говорится, что мы должны посещать ближнего своего каждый день, а по мере своих сил и возможностей. Однажды, посетив ближнего, и, оказывается, взамен этого Господь дает Царствие Небесное. А что такое Царствие Небесное? Вечная блаженная жизнь, Родина, которую мы потеряли, которую мы можем через эти маленькие дела, унаследовать вновь. Мы даем глоток воды, а Господь нам дает взамен Царствие Небесное. Нет ничего проще! Когда придет минута, последняя, нашей жизни, нам нечего будет страшиться, потому что и Ангел Хранитель будет рядом стоять и не даст демонам ее в обиду, душу; и Матерь Божия; и Христос придет встречать человека. Есть такие правила, молитвенные, Дмитрия Ростовского, пяточисленными их называют. Которыми обещается, что если человек будет их исполнять, то Господь сам придет и заберет душу человека. Казалось бы, совсем немножко, десять-пятнадцать минут молитвенного правила, а Господь нам взамен сам придет и сам душу заберет. Как забрал однажды душу Пресвятой Богородицы. Мы разве можем сравниться с Пресвятой Богородицей? Далеко нет. Разве можем уподобиться святым угодникам, которые молились в пустынях и подвизались, раз в неделю кушали и спали по два часа? Тоже нет. Но мы можем получить Царствие Небесное, если мы выполним заповедь о любви, заповедь заботы о человеке. И Господь нас никогда не оставит ни в этой жизни, ни в будущей. Задумаемся об этом и постараемся подготовить себя к Великому посту.

Поверьте мне, вот этот Великий пост, который предлагает нам церковь, это не значит, что человек должен голодать, предать себя тяжелому телесному испытанию, не есть, много молиться. Ничего подобного! Каждому человеку Господь дает понести пост соразмерно его силам. Немощен ты – помолись так, как ты можешь. Если ты страдаешь страстями каких-то недугов – так воздержишь хотя бы от них, и уже будет человеку пост. Уже он пройдет это поприще с пользой для своей души. Малое человеку надо. Даже если он настолько немощен, что ничего не может, ни молиться, ни поститься, то, даже воздохнув без слов, Господь тут же услышит этот вздох и опять же может по этому вздоху оценить душу человека.

Мы привыкли смотреть, так сказать, объективно в кавычках. Уж так посмотрим на человека со всех сторон: как он живет, как он одевается, как он красиво говорит, как он поступает в отношении нас или каких-то других людей. Настолько мы подходим плотно к человеку, чтобы узнать его, чуть ли не в душу залазим: «Поделись со мной, о чем ты думаешь?» Даже такое бывает, вызываем человека к откровенности, излишней. А Господь смотрит совершенно на другие вещи, ни как мы поступаем порой, а как мы мыслим; как мы обращаемся к Богу; как мы служим ближнему своему втайне от других людей, так, чтобы левая рука не знала, что творит правая. Вот это

правильное отношение православного христианина к милостыни, к милосердию и к пониманию таких вещей, как Страшный суд.

Святые отцы много говорили о Страшном Суде, и что человек предастся строгому наказанию – все правильно. И каждый из них мыслил соразмерно своему благочестию. Вот они носили в себе страх Божий и боялись, чтобы Господь не отнял от них то, что некогда принадлежало первому человеку. Они боятся этого. Но не из страха наказания, а из страха разделиться со Христом, с Богом в Вечности. Вот чего они боялись! И это сыновья была любовь. Мы должны мыслить соразмерно своим силам. И святые отцы учат нас, что Господь на Страшном Суде будет искать малую причину, за что можно будет оправдать человека. Не за то, чтобы наказать малую причину, а малую причину, чтобы оправдать человека. Пусть даже злой человек, хитрый, надменный, гордый, но вот милостыню творил и Господь его оправдает. Это выше нашего человеческого понимания – милосердие Божие.

Постараемся это в себе всегда носить, но не злоупотреблять. Помня, что Господь милосерд, но очень справедлив. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.