Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и с наступающим Великим постом. У нас разное отношение к посту, и при воспоминании слов «Великий пост» - у некоторых людей все начинает сжиматься. Великий пост – плоть начинает скорбеть, да? Действительно, плоть начинает скорбеть, потому что ей приходится выдержать некоторое испытание, воздержание от пищи, удовольствий этого мира. Когда человек вкушает пищу, он тоже испытывает некоторое удовлетворение. И в великие праздники, если мы читаем Богослужебный Устав, там пишется «на трапезе братии утешение велие»: кушаем яйца, сыр, молоко и для мирских людей мясо. И человек в момент торжества испытывает некоторую плотскую радость – она не греховная. Обычную радость человек испытывает, потому что удовлетворяет свои физические потребности. Это нормальное явление. Но вот пришло время Великого поста, когда мы должны испытать некоторое удовлетворение, только не для тела, а для души. Когда человек начинает воздерживаться, то первое, что он должен испытать, это радость. Ни скорбь, ни боль, ни тесноту, ни боль в желудке. Ни скорбь, какую-то, что пришло время поста и придется помучиться. Ни в коем случае! Человек должен испытывать духовную радость, потому что раскрепощается душа от житейских попечений, воздерживается от греха, от обычных вредных привычек, от обычного принятия пищи.

 

У нас отношение бывает, конечно, разное к посту. Для многих из нас, к нашему стыду, надо признаться, пост  это просто диета и мы: «Ах пост, мы уже привыкли, дело обычное», –воздержание проявили в посту, но жизнь в принципе своем, она не меняется. Духовный пост преследует духовную сторону. Человек должен воздерживаться от тех привычных дел, в которых он проводит свое время. Это не значит, конечно, что он должен замкнуться в своей комнате и забыть о своих житейских обязанностях. Ни в коем случае. Каждый из нас должен поститься в меру своих возможностей и в меру тех обстоятельств, в которых он находится. Если он находится в семье, то вынужден заботиться о своих домочадцах. В принципе, тоже нормальное положение вещей. Он обязан выполнить свой долг. Несмотря на то, что идет пост, он должен больше проводить время в молитве и посте. Господь хочет от нас, чтобы мы воздерживались не по плоти, а чтобы в нас было воздержание, в первую очередь, по духу и тогда этот пост даст нам ту важную цель, которую мы преследуем – это духовная радость. И в этой радости мы встретим Пасху Господню. Надо учитывать, что физиологическая сторона человека в нынешнее время очень скудная. Мы очень много болеем, живем в век химии, принимаем продукты неизвестного происхождения, не всегда правду пишут в аннотации к продукции, и порой это вредит нашему здоровью. Поэтому мы тоже должны учитывать этот фактор и стараться поститься в меру своего здоровья. Если кто-то болен желудком, значит он должен кушать не раз в день, а два, три, пять и десять, по мере необходимости, если он болен. Очень много людей, которые страдают сахарным диабетом, сердечной недостаточностью и другими болезнями, все это должно учитываться. Ни в коем случае не должен поститься так, как постится здоровый человек. Если он разумно относится к посту, то соответственно это принесет ему пользу для души и тела. Для души он будет испытывать радость, а для тела он будет очищать себя от всякого накопления.

Когда в первые века христиане постились, как нам говорит история, они не знали таких длительных постов, как мы сейчас. Они постились несколько дней. Для них Великий пост имел смысл только уже в поздние времена. То, что мы имеем сегодня, оно пришло в двенадцатом-тринадцатом веке. Тот пост, который предписывается в монастырях и мы приняли практику из Византии, опять же он был двояким. Антиохийские христиане постились совершенно по-другому, в отличие от иерусалимских христиан. Те, кто находились в Иерусалиме, у них не было такой структуры, богослужебной, у них не было монастырей, поэтому их посты ограничивались несколькими неделями. А те, кто находились в Палестине, там были первые монастыри, и они уже постились и по сорок, и более дней. Этот устав мы сегодня приняли, и с тех времен эта преемственность передается из поколения в поколение. Появился благочестивый обычай совершать многодневные, сорокадневные посты, которые предписала нам Церковь.

Однозначно эти посты пойдут нам на пользу, если мы их будем разумно соблюдать, к чему вас всех призываю. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.