Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня по особенному торжественный день, поскольку совершается не только чин Божественной литургии, посвященный святителю Василию Великому, а также и чин Торжества Православия.

Для нас сейчас настолько становится актуальной тема о Святейшем Патриархе, о его встрече с Папой Римским, что это вызывает некоторое смущение. Вы знаете, всякая мысль познается делом. Человек подумал, произвел ее в дело и только потом может судить, порой, действительно ли она была от Бога? Мы не можем быть строги к тем людям, которые управляют кораблем спасения Церкви Христовой. Просто станьте на их место, и вы все сразу поймете. Кто осуждает священника – просто станьте на его место и попробуйте совершать Таинства, исповедовать, возьмите на себя ответственность, малую. Осуждаете монахов, пожалуйста, - молитесь за весь мир вместо них, возьмите на себя такую ответственность. Ведь чины – это не власть – это ответственность. И чем больше чин, тем выше ответственность. Представляете, что бывает на корабле, когда ни во что ставят капитана? Это саботаж, это гибель всего корабля. И неизвестно, чем это закончится, когда теряется дисциплина, теряется послушание. Разве мы можем судить о том, чего мы сами до конца не понимаем?

 

Ладно, если бы мы были Богословы, с большой буквы слова, если бы мы были историками и знали бы всю историю от А до Я, и могли бы учить всех, как правильно жить и какова была история. Но мы знаем только в некотором историческом контексте: там взяли, там взяли и начинаем судить объективно, в кавычках. Как нам кажется, что мы все знаем, все понимаем и можем с высоты птичьего полета просмотреть ситуацию. Но, по сути своей, умные люди познают самого себя, для того, чтобы познать этот мир. Для того, чтобы трезво мыслить, благорассудно, духовно, человек должен победить в себе страсти. Чему учат святые отцы? «Победи страсти, а потом иди учить». А у нас страстей столько, что себя научить не можем, собой управлять не можем и начинаем учить всех, как нужно правильно жить. Давайте, просто, кто возмущается, съездите к патриарху и научите его, как нужно правильно поступать. Станьте на его место и управляйте Церковью, на один день или хотя бы на один час, и вы поймете всю меру ответственности.

Мы с вами дотоле сильны, пока сохраняем единство. У нас есть очень хороший пример – это Украина. Вы думаете, война просто так появилась? Это наказание за разделение Церкви, за гордость человеческую – попущена Богом война. Мы что, хотим повторить ошибку Украины? Давайте разделимся: враг нас поломает всех, а потом попустит нам скорбь, великую. Живем мы, слава Богу, неплохо, есть у нас и хлеб насущный, и церкви открыты. Чего нам еще не хватает? Чего мы всех судим направо и налево? Разберитесь со своей душой, и тогда будет понятно все. Вот так поступали святые отцы. И если нашу веру утвердили такие отцы на соборах, как святитель Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, то кто мы такие, чтобы быть подобными им и о чем-то судить.

Порой, начинаешь выслушивать человека, как он исповедуется – оказывается, он совсем ничего не знает: ни веру свою не знает, ни историю свою не знает. Но если уже человек хочет разобраться, так пусть он просто возьмет и изучит. И послушает умных людей, не одного, два, три, а подойдет ко всему предметно: возьмет, откроет книги, изучит этот вопрос, да? И потом уже может объективно о чем-то судить. Но опять же, в человеке – духовное повреждение, прежде всего его ума, и здраво рассуждать, он, порой, не может. Ему нужен совет, ему нужна подсказка, ему нужен какой-то импульс, духовный, чтобы он правильно пошел, в нужном направлении. Если человек, движим другим импульсом, которым толкает его дьявол, то не будет хорошего направления. И это, как правило, заканчивается плачевно для него. Очень обидно, когда, человек, ну заблудился, - молится о нем церковь, жалеет и сочувствует ему. Так есть же другие сочувствующие, которые начинают присоединяться, поддерживать.

У нас есть соборное сознание Церкви, понимаете? Не может каждый из нас думать по-своему о догматах. Есть истины, которые нам открыты через Священное Писание, и мы рассматриваем их сквозь призму святоотеческого учения, смотрим сквозь это матовое стекло на Солнце Правды – Христа, и все понимаем, и можем видеть, какие-то формы. Но если человек смотрит без этого стекла святоотеческого учения – все у него расплывается, и он может повредить себе орган зрения. Святые отцы нам все разжевали, осталось только проглотить эту пищу, духовную. Нет, вот нам хочется так думать, как придет на разум. А кто ему шепнул на разум?

Дьявол только и ждет. Это такая тактика войны, духовной: шепнуть, подсказать, подтолкнуть и все – человек пошел и неизвестно куда. А потом люди делятся, начинают ругаться. Где же тут Дух Христов, если люди начинают между собой раздваиваться? Христос, в понимании православном, это Единение, это Единство. Это единственный наш Лидер духовный, к которому мы стремимся. Вот Авторитет. А остальные, это люди, такие, как все мы. Папа Римский сказал однажды, что он непогрешим, и к чему это привело? К разделению. Сколько бедствий, сколько заблуждений, сколько пришлось пострадать от всякого рода инквизиций, крестовых походов, индульгенций и так далее. Все почему? Потому что, человек пошел по пути гордости. Импульс у него был не от Бога, а от дьявола. И сейчас Западная Церковь страдает. Это люди, и они могут ошибаться. А Христос ¾ это Авторитет непоколебимый для нас, это столп утверждения истины, это истина Божественная, которая нам говорит через Священное Писание. Нам осталось только воспринимать это должным образом. Не будем повторять этот опыт, который прошли другие несчастные люди. Будем утверждаться в своей вере, познавать самого себя, и тогда Господь нам даст и плоды духовные, и утверждение во всяком месте. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.