Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь, и явися нам. Чудны дела Божии. Совсем недавно, день назад, мы вспоминали воскресение Лазаря. Чудным образом, словами Иисуса Христа Сына Божиего, и четверодневный мертвец, восставший, удивил всех людей. И мы сегодня, удивляясь этому воскресению, при памяти вхождения Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим вместе с ними говорим: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев».

А сейчас, дорогие мои, попробуем это историческое событие перенести в ту область церковной жизни, в которой находимся мы с вами. То, что при жизни Иисуса Христа фарисеи, саддукеи, книжники, архиереи и другие старцы завидовали Ему, это можно было понять. Но наряду с ними были те, которые совсем недавно получили исцеление и были свидетелями Его Божественного слова, и все они кричали в этот день: «Осанна в вышних!», а спустя некоторое время они кричали Христу: «Распни, распни Его!»

 

И вот попробуйте сейчас людям, которые в какой-то степени привязаны к традициям церковной жизни, представить, что к нам пришел Христос. Ни в каких-то богатых одеждах, ни в архиерейских одеяниях, но в простой одежде. Представьте себе, простой человек, ничем от нас не отличающийся, вдруг пришел и сказал, что он Христос. Какая у нас будет реакция на это? Как мы воспримем с вами Христа? Мы с вами люди уже образованные, да? Читаем Священное Писание, и мы можем представить себе, как может выглядеть Сын Божий. В таком представлении видели Христа фарисеи, саддукеи, книжники, старцы, архиереи. Они видели земного царя, миссию, который придет и освободит их от рабства, то есть это должен был Царь славы прийти. Человек, который в силу своей харизмы поведет народ. И не просто избавит, а избавит через войну, освободит и народ, и земли, принадлежащие им, и весь мир подчинится Ему. В таком представлении видели Иисуса Христа эти люди.

В каком представлении для нас Христос? Как мы воспринимаем Его? Кто Он для нас? Миссия, Сын Божий. И в нашем, конечно, представлении сразу возникает образ – Царь славы. И мы видим на иконах Царя славы, который в одеждах, царских, на троне восседает. Но есть иконы с изображением Иисуса Христа в простых одеждах, где мы видим Его не небесную славу, не то, что Он является Сыном Божиим, а простым человеком, который родился в обычном селении. Человеком, который одевался в простые одежды и занимался обычным трудом – плотничеством, помогал своему мнимому отцу Иосифу – плотнику, как свидетельствует Священное Писание. И вот такой человек входит в область нашей жизни. Мы, люди, зависимые  от всех наших повседневных традиций церковной жизни, сразу начинаем Его по-другому представлять. Что говорить, если мы, зайдя в храм, находим несоразмерное христианскому духу действие. Приходит человек ставить свечу: «Поставил не той рукой – надо правой рукой, левой нельзя». Пришел человек и стал не с той стороны: «Надо не налево, а направо». Или кто-то наоборот справа-налево, ни в такой одежде, не так косынку одела, не такую юбку. И столько условностей, что мы сами себя заключаем в такие рамки и представления о Боге, о духовной жизни, что они не соответствуют действительности. И тогда, когда действительно возникает духовный человек, мы вместить его в себя не можем: «Как он может быть духовным, если он обычный человек, как мы?»

Был такой случай при жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского. Священники, современники святого воспринимали его, как образец пастыря, священнослужителя. И вот один священник был свидетелем, как Иоанн Кронштадтский совершал молебен. Совершает молебен, да так быстро, что тот думает: «Ничего себе праведник! Что это за молитвенник, если он так быстро молитвы совершает, прочитывает их?» И соблазнился этим, и осудил его. А потом Духом Святым Иоанну Кронштадтскому было открыто, что этот священник о нем плохо думает. Но через эти молитвы люди исцелялись.

Вот в нашем представлении, столько много условностей, к которым мы привязываем форму жизни. И сегодня есть для нас повод задуматься, как мы с вами воспринимаем Христа. Кто Он для нас? Друг, брат? Как Он говорит: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). Или для нас Он Сын Божий, который пришел и искупил нас. Для каждого человека есть понятие о Христе такое, которое близко ему, близко его сердцу. Некоторые воспринимают Его как Отца своего, как друга, как брата и так далее. Кто Он для нас? Если Он для нас близок, если Он для нас близкое, неотделимое, родное существо, то соответственно, мы к Нему должны также относиться. Если нет этой теплоты, сердечной, то мы становимся похожими на тех людей, которые жили до нас. Фарисеи, которые знали о Нем, понимали, что Он Мессия, но по зависти предали Его смерти.

Сейчас наступают дни такой внутренней скорби, сопереживания Христу. И эта неделя, предстоящая, называется Страстной, то есть Страсти Христовы поминаются с самого начала Его Тайной Вечери и до конца Его страданий, крестных. И в эту неделю очень важно нам с вами сопереживать Ему так, как сопереживали те, кто Его любил. И этим мы можем испытать свою любовь. Действительно ли в нас есть искренность, когда мы произносим слова славословия Божия в молитве, когда мы говорим «Благословен Грядый во имя Господне!», «Осанна в вышних», «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» и так далее. Пришло время испытаний, насколько мы любим Христа. И если мы в течение этой недели не задумаемся, не поразмыслим, значит и уровень нашей любви таков, что мы просто люди, традиционно верующие, которые пришли и ушли из храма. Сейчас побыли, праздник испытали, вышли  и остались теми, кем мы были. А от нас Господь хочет перемен, перемен требует от нас внутренних. Не внешнее благочестие, сколько мы молитвенного правила вычитываем или как мы часто причащаемся, а внутренних перемен. Чтобы мы изменились, чтобы мы поменяли образ своих мыслей, чтобы мы поменяли направление своих чувств. Если мы любим все подряд, а про Бога забываем, то значит, мы мелочны, и любовь наша ничтожна. Как апостол Павел говорит, что мы «медь звенящая и кимвал звучащий» (1Кор.13:1), пустые, пустышки внутри. Чтобы этого не происходило, мы должны упражняться в богомыслии, мы должны помнить, кто для нас Христос, ради чего Он пришел, что Он искупил нас своей кровью, и тогда в этой теплоте сердечной будет развиваться любовь. И тогда нам будет понятно, что значит любить Христа, не по слову, а по своим делам. Дай Бог каждому из нас сделать правильные выводы и воспринять Христа, как близкое родное для нас существо. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.