Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Совершая Божественную Литургию, священник перед Евхаристическим каноном, то есть перед преосуществлением Святых Даров, трижды произносит, такие слова: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, прибежище мое». Он повторяет трижды, как однажды апостол Петр трижды засвидетельствовал любовь ко Христу, явившемуся в очередной раз пред святыми учениками Своими. Мы тоже через эти слова свидетельствуем, что мы любим Бога и что Он наш заступник, защитник во все время нашей жизни. Когда Господь говорит не бояться тех, кто убивает тело, бояться тех, кто убивает душу и тело, тех, которые могут ввести в геенну огненную, то подразумевает тем самым демонов, которые искушают человека, влекут его от спасения к погибели. Вот этими словами мы можем защищаться от всякого врага, тем более от такого.

 

Сегодня, читая Евангельское повествование, мы слышали историю о Гергесинских бесноватых. При встрече со Христом они воскликнули: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф. 8:29). По слову Спасителя те бесы вошли в свиней и утопли в море. Эта история показывает нам, что там, где Христос, где сила Его, где Он военноначальник, победивший смерть, все вокруг побеждается, все враги как от огня бегут от Него. Устрашаемся Его и мы, христиане, которые носим в себе Христа, и наши враги, и те, которые со стороны тоже пытаются навредить не только нашему телу, но и душе, привести ее к погибели вечной.

Но есть еще один враг, о котором мы порой не знаем, забываем или намеренно не хотим о нем думать - это сам человек, его гордость. Конечно, сам человек не может быть, потому что Сам Господь говорил в заповеди Своей, что человек должен возлюбить ближнего своего как самого себя. Любить себя, своего внутреннего человека естественно, потому что он есть образ Божий, подобие, это бессмертие внутри. Когда мы говорим о себе подразумевается наша бессмертная душа, созданная Богом и подобная Самому Богу. Здесь опять же справедливы слова Бога, которые гласят: «Будьте как боги». Это внутренний человек, которого любить естественно, он не всегда бывает выражением сути Самого Бога, но является образом Божиим. А иногда он уподобляется дьяволу по своей гордости. Есть другое качество человека, не врожденное, а приобретенное в жизни, когда человек гордится, тщеславится, имеет повышенную самооценку, ищет славы, почестей и т.д. Тем самым он развивает в себе качество гордого человека, которого и следует бояться. Он самый сильный враг, который может быть в нашей душе, самый коварный, самый хитрый, самый невидимый. Порой мы не хотим в себе его замечать, а заметив, отмахиваемся, ну что, мол такое, все мы люди, все мы слабые, всем нам свойственно гордиться и идти к какой-то славе человеческой. А это беда. И как только Господь пытается помочь нам и через другого человека затрагивает струны нашей души, тут же начинает прослеживаться качество гордого человека, ему не приятно, когда его затронут, скажут что-то полезное для его души. Когда обличают его гордыню, это плохое свойство человека, он бесчинствует, обижается и считает, что весь мир его не любит. Это неправда, это видение внутренне испорченного гордого человека. Мы практически все подвержены этой болезни, иначе она называется прелесть духовная. Эта болезнь очень серьезная и она лечится в течение всей нашей жизни. Более того она лечится не просто человеком, который принимает участие в нашей жизни, а самим Богом. Бог – врач, и Он за нами смотрит, как за пациентами, внимательно, усматривает такие минуты жизни и способствует тому, чтобы помочь человеку увидеть себя, чтобы схватиться за хвост этого змея и вытащить его оттуда. Это тяжело дается. На примере святых мы можем увидеть такие свидетельства, когда человек глубоко кается, осознает свою греховность, плачет и никак не может утешиться. В этой внутренней печали он мало-помалу вытягивает этого змея из себя, в этих слезах он практически от этого избавляется. Если он поддерживает этот дух покаяния, то к концу жизни можно бесследно избавиться от этой страсти. И этому подтверждение мы находим у святых отцов, которые тоже плакали. Возьмём, например, таинство исповеди. На ней редко кто может едва-едва поплакать, притом не от самолюбия, что такой несчастный, что ничего не получается в жизни, а горько поплакать о своих грехах, о своем внутреннем человеке тлеющем. И вот тогда душа исцеляется этими слезами. Рано или поздно он находит покой в своей душе, потому что змей лукавый уходит из него.

Но если этого внутреннего переживания нет, если мы в своей жизни этого не практикуем, то лукавый там и сидит в тайных уголках нашей души. Иногда, по попущению Божиему, он дает о себе знать. Случилась у нас беда какая-то, кто-то затронул наше самолюбие и вдруг мы вспомнили, что там есть такой гад, который без конца нас мучает. И, между прочим, мы с вами в этом виноваты. Ведь мы сейчас стоим перед выбором, кормить этого змея лукавого или все-таки вытягивать и избавляться от него. Поверьте мне, не будет покоя, пока змей живет в нашей душе. Это хуже бесов, всяких врагов, пытающихся убить человека, потому что это духовная фикция в человеке, которая растлевает его. Это бомба замедленного действия, которая рано или поздно взорвется и подорвет в нем все. Как бывает человек живет спокойно, работа у него есть, дом, пользуется уважением среди людей, потом раз, кто-то затронул его самолюбие и все взорвалось. Все его семейное личное счастье разлетелось на тысячу мелких частей, которые он собрать не может. А все почему? Потому что, эта бомба внутри нас, она действенна и внутри работает, только вопрос времени, когда она взорвется. А Господь так располагает душу человека, ища в любой мелочи возможность, способ, средство, чтобы хоть как-то изъять ее из человека. Мы должны вот этой силе Божией, которая в нас действует, помогает нам подчиниться, не бежать от тех людей, которые нас обидели, а наоборот, улыбнуться, попросить прощения, сказать: «Ничего страшного, я заслужил это. Спаси Господи Вас, что помогаете мне спасаться, что помогли увидеть себя». И вот это, по учению святых отцов, наш благодетель. Рядом с такими людьми надо находиться и если надо приплатить ему денежку, чтобы рядом был, не убегал. А вот от тех, которые хвалят нас, надо бежать. Мы только потом понимаем, что они нам вредят. Рядом нужно быть с такими, которые нас обижают. И тогда все в нашей жизни будет складываться правильно, сам Бог будет участвовать в нашей жизни. И тут не дело человеческое определять сроки, когда, наконец, Господь тебя избавит. Это дело самого Бога, который уже предопределил жизнь человека, предузнал его сердце и расположил жизнь его так, чтобы в конце этого отрезка жизни, наконец, человек смирился и ушел в вечность со спокойным, облегченным сердцем и душою. Пусть у этого человека какие-то страсти, это не важно, он спасется только потому, что он смирился и у него уже будет Царствие Небесное пребывать внутри. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.