Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Святые отцы учат нас, что в человеке есть два ока духовных, это око ума и око совести, которые мы должны соблюдать в чистоте. По слову Спасителя, если око твое светло, то и тело твое будет светлым. И обратно, если око твое будет темно, то и тело будет темно. Этими словами Господь показывает, что мы должны беречь свой ум и совесть от греха. Почему это для нас важно?

 

 Никогда Господь нам не говорит того, что не имеет никакого смысла. Обязательно это касается нашей жизни, и не только земного бытия, но и вечной жизни. Очень важно соблюдать ум в чистоте. Опять же, по наставлению святых, человек должен поставить стража в уме своем, то есть молитву, которая не будет допускать врага вероломно проникнуть в наше сознание. Насколько это важно! Обратите внимание, что любой грех начинается с мысли, мы подумали и воплотили в действие. Прежде чем мы воплотили в действие, очень важно не допустить этого, проверить от кого она, от Бога либо от дьявола, или это продукт собственного рассуждения, функция мозга, когда человек рассуждает о каких-то вещах. И мы можем их определить по их свойствам. Если мысль грубо проникает в наше сознание, то есть оставляет след и вносит в наши чувства печаль, потерю радости, то это не от Бога. Вот пришла мысль, вызвала беспокойство, возмутила душу в смущение, ропот, человек потерял покой, места себе не находит. Проходит день, два, три, а мысли его беспокоят, и человек теряет внутреннюю гармонию. Вот эта мысль от врага однозначно. Человек сразу по опыту уже может определить эту мысль, он ее уже знает, если она придет, то все внутри перекрутит. Значит, эту мысль мы должны на начальных этапах отвергать. Какая бы она ни была, нечистая, глупая, скверная или осуждающая, не важно. Вот она стучится в дверь нашей души и мы должны соблюсти свой ум, то есть свой дом души в чистоте и не допустить врага, под каким бы видом она не приходила. Конечно, враг ухищряется, пытается под видом добра проникнуть в сознание человека, но Господь нас в Евангелии предупреждает, что нужно бояться овец в волчьей шкуре. Если он разбойник, тать, то он пролазит не через наше православное спокойное сознание, как это делает Христос или ангелы света, посланные Богом. Чутко стучится, чтобы разбудить совесть человека, говорит, что ты должен это сделать, должен простить, ты не должна осуждать, подумать о Боге и забыть о всех повседневных делах. И это настолько мягко, что не нарушает нашего внутреннего покоя. А разбойник-дьявол, он даже пытается под видом добра все равно проникнуть не сквозь сознание православного мышления, рассуждения, а где-то со стороны так, что человек и не заметил или через привычку нашу обыденную. Проникает и все начинает внутри кипеть, как в котле, то есть мы должны эти мысли отвергать. Есть такое искушение, с которым сталкивается почти каждый из нас, люди, пришедшие к вере в годах, они, как правило, уже духовно повреждены. Вот эти наши ум, чувства ¾ это двери и окна души. Их нет, потому что враг создал брешь в нашей душе, там сквозняк, одна мысль пришла, ушла, как ветер в голове, приходит и уходит. И порой человек настолько к этому состоянию привыкает, что он не обращает на это внимания. Пришла, ушла, что тут такого. Ну пришла мысль, она же в поступке не воплотилась, значит отмахнулся. А мы отвечаем перед Богом, и за слово, и за мысль также, как за дело. Сам Господь говорит, что если ты прелюбодействуешь в сердце своем, то уже согрешаешь, как прелюбодеяние. Смотрите, как Господь строго спрашивает с наших мыслей, слов: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37).

Вот когда наше сознание повреждено, враг пытается нам внушить, посмотри какой ты плохой, какая никчемная, с тебя ничего хорошего не получится и посылает всякого рода мысли нечистые, блудные, скверные, богохульные, особенно вовремя молитвы. Пришел человек на молитву и пошел поток мыслей беспрепятственно, человек остановиться не может. И вот тут святые отцы дают очень мудрый совет: не пытаться противостоять этим мыслям, потому что это уже невозможно, а просто на них не обращать внимания. Подобно тому, как человек в поле пытается остановить ветер, поменять ему направление, пусть попробует снять верхнюю одежду и поменять направление ветра. Если это невозможно, то даже невозможно противостоять потоку мыслей, которые идут от дьявола. И поэтому, чтобы успокоить душу человека, святые отцы говорят не обращать на них внимания. Тогда распознается хитрость врага, он пытается человека посредством мыслей бросить в отчаяние, в это состояние преддверия ада. А человек не обращает на это внимания, на эту хитрость и враг от него через некоторое время отстает. Это тяжелая брань и некоторые проходят эту брань от месяца до нескольких лет. Но если к этому правильно относиться, то срок воздействия демонических сил можно сократить до минимума. Враг посмотрит на человека, что он не клюет на эту приманку и тут же отступает. По мере нашего духовного развития потом появляются новые искушения. Уже когда человек духовно возмужал, тогда Господь посылает ему уже другого рода мысль, соблазняющую его. В таком случае человек должен бороться с ней непосредственно в молитве, посте и пытаться поставить страж в своем уме - непрестанное памятование о Боге, непрестанное моление о Боге и оно, таким образом, отвергает врага. Враг ему мысль, а он его молитвой Иисусовой, враг мысль, а он снова молитву Иисусову. Врагу это очень не нравится и он тоже очень быстро отступает. Но если случилось, вы не соблюли свое око ума и поддались искушению, вот уже мысль проникла в чувства и мы уже начинаем приводить в словах и делах, то тут надо каяться Богу, чтобы эта ошибка наша не вошла в степень привычки. Как случается, ничего сделать не могу, осуждаю и все. Вот не хочу осуждать, достаточно глаза поднять и тут же осуждаю. Почему? Потому что ошибка вошла в степень привычки. А привычка, дело такое плохое. Если добрая привычка, то это хорошо, а если она злая, то это уже беда. Потом превращается в страсть, в порок. Человек уже не владеет собой, он становится как бесноватым, это становится его второй сущностью, он не может себе противостоять, не руководит ни мыслями, ни чувствами, достаточно увидеть грех и понесло его. Это попущение Божие как наказание человеку, что он мог этому противостоять, но не противостоял. И приходится годами терпеть человеку это внутреннее состояние, вторую сущность греховную только потому, что был невнимателен. Это и есть грязь, о которой Господь говорит, что если око ваше будет скверно, то и тело будет скверно. Вот она и цепляется за всякую грязь человека, он всех осуждает, всем недоволен. И второе око ¾ совесть человека. Это тоже очень важно для нас, поскольку совесть поругает, если человек прислушивается к ней, то должен духовно преуспевать. Мы тоже не должны позволять врагу вероломно испортить ее, эту совесть. Есть такое понятие испорченная совесть. Ему говоришь одно, он не слушает, что вы, мне совесть моя подсказывает, что я должен поступить иначе. То есть он переступает через смирение, послушание и он настаивает на своем мнении. В чем опасность? Когда человек уже испорчен совестью, то есть эту порчу ему послал дьявол, он опять не может владеть собой, у него опять новая сущность появляется, ему все кажется плохо, все плохие, он не плохой, старается, кается, а все остальные плохие. А тут обратная сторона, кривое зеркало.

Наша христианская совесть должна видеть только добро, только хорошее, должна увидеть образ Божий в человеке. И тогда покой в душе, потому что око на своем месте, оно видит то, что ему должно видеть. Но если оно испорчено, то все искажается, белое для него становится черным, а черное становится белым, все тогда плохие, образа Божия в человеке не видит и видит только зло, и доходит уже до такого состояния, что и себя начинает видеть плохим, впадает в тяжелое состояние отчаяния. Он сам себя убедил, сама совесть его лукавая убедила его, что нет Бога в жизни, и в нем нет, и в мире нет. Он не видит, потому что тело, вторая наша сущность, становится настолько грязной, что просматривая сквозь призму этих двух очей, он видит только все серым, просто пелена какая-то. Вот такое пагубное Господь попускает нам состояние в наказание для того, чтобы мы были внимательны к себе. Вот мелочь какая, мысль и совесть. Сколько раз мы слышим голос того и другого, но отмахиваемся, а потом приходим в такое состояние удручающее, что нам уже помочь никто не может, кроме Бога, если мы, конечно, осознаем, что испорчены, слепы, грязны, что мы нуждаемся в помощи Бога. Лишь тогда может быть какой-то переворот в душе. Самое интересное, что пока вот тут все не перевернется, пока кривые зеркала не станут на свое место, мы не сможем нормально оценить этот мир. Поэтому и важно для нас, не жить своим умом, но своею совестью. А святые отцы говорят, чтобы мы были в послушании.

Нет сейчас таких людей, у которых этого искажения не произошло. Очень важно слушаться, смиряться, важно жить сознанием церкви, прислушиваться к голосу пастырей, прислушиваться к сознанию учений святых отцов, которые поставили все на свои места. У них было все просто, настолько все просто и разложено, никаких недоумений у них не возникало, они блюли свои очи в чистоте и у них все было в порядке. А у нас все усложняется, потому глаза наши испорчены. Обратим, дорогие мои, на это внимание и постараемся по мере своих сил с Божией помощью молить и просить, чтобы Господь исправил наши очи, чтобы сознание наше и сущность наша внутренняя поменялись, чтобы мы были образом Божиим и подобных себе тоже видели в других людях. Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.