Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поскольку Священное писание нам говорит, что Он милости хочет, а не жертвы, сегодня, когда мы слышали Евангельскую притчу Спасителя о богатом человеке и Лазаре, приходит на мысль, что милосердие – это одна из христианских добродетелей, которая достойна всякого уважения, достойна христианского призвания и, наконец, является открытой дверью в Царствие Небесное. Когда мы говорим о милосердии, то мы подразумеваем его не только в физическом, материальном смысле подаяния нуждающимся, как был Лазарь Евангельский, но это и духовное милосердие через молитву.

 

Мы очень часто пытаемся достучаться до сердец близких нам людей, но у нас не получается в каком бы возрасте они не были: дети маленького возраста от 2 до 5–10 лет, или это взрослые дети, или это близкие мужья и жены. Мы пытаемся донести какой-то свет и истину, но у нас не получается это потому, что не находим слов, как убедить человека. Святые отцы нам подсказывают, что есть три действенных способа, благодаря которым гораздо проще бывает достучаться до сердца человека чем словами: через молитву, через молчание и любовь. Поэтому всякий раз, когда мы хотим проявить милосердие к своим близким, помочь им познать Божественный свет или наставить их на духовный путь, мы должны, прежде всего, помолиться Богу, попросить Его помощи и о себе, чтобы дал нам мудрости, и о ближнем, о котором мы молимся, чтобы семя нашего слова легло на добрую почву его сердца. И тогда, по милости Божией, мы можем сотворить милосердие человеку. Заметьте, что мы не сами можем это сделать, не силой своих внутренних движений и добрых намерений, а именно силой Божией, силой благодати Христовой, которая способна и в одночасье изменить человека.

На своем жизненном опыте мы удостоверяемся, что не просто изменить душу человека, свою собственную душу и души тех людей, с которыми мы соприкасаемся. Мы часто говорим о покаянии и у нас в представлении складывается это в форме исповеди: человек пришел, исповедался и покаялся. Но мы знаем, что покаяние (греческое слово «метаноия») в переводе означает изменение ума, изменение сердца. То есть наше покаяние должно было прийти не в момент исповеди, а до того, как мы пришли в храм, покаялись перед Богом. А когда мы перед Богом высказываем свои сердечные раскаяния, это уже последний момент покаяния человека. И то, посмотрите сколько времени проходит, чтобы побороть в себе какую-то страсть и как нам не хватает молитвы тех людей, которые действительно могли бы изменить нашу жизнь. Вот это и есть покаяние. Мы просим иногда помощи человеческой: подскажи, помоги, дай добрый совет, а сами не понимаем, что нам не совет нужен, а нам нужно слово, которое бы изменило наше сердце. В деле исправления нам нужна молитва ближнего. Мы нуждаемся подобно Лазарю. Нам представляется, что мы богаты, что мы люди способные как-то повлиять на жизнь людей. Но, порой, мы сами оказываемся в плачевном состоянии. Лазарь весь был в струпах и гное, в греховных язвах и уже никакое врачебное средство не могло помочь. Возможен только хирургический подход Божественного врача, который вырезал бы всю эту гниль и грязь, промыл, очистил раны, обвязал и тем самым способствовал выздоровлению. Поэтому, говоря о милосердии, мы должны прежде всего подумать о самих себе, о том, что мы нуждаемся в этом милосердии, что мы нуждаемся в молитвах подобных нам. Редко услышишь от человека: «Помолись за меня грешного, я действительно нуждаюсь в помощи».

Все как-то оно у нас односторонне. Думаем о себе, пытаемся что-то в своей жизни изменить – не получается. И сами не просим помощи у других людей и через это благодать Божию к нашему исцелению не привлекаем. Это очень важный момент духовной жизни – осознать свою греховность, осознать свою болезненность, и просить у Бога Божественной помощи и Божественного вмешательства. Тоже самое касается и людей, которые живут рядом с нами. Есть такое высказывание святых отцов, что если Господь хочет кому-то помочь, то Он располагает его сердце к Себе. Вот мы, скажем, болеем физически или духовно, а со стороны человек посмотрел, увидел, проникся к нашей немощи и решил помолиться, но не силой каких-то внутренних побуждений, а силой благодати Божьей. По внушению Господь пытается помочь таким образом через человека. Вот бывает вроде видел человека только однажды и никакого следа человек не оставил, ни на сердце, ни в памяти. Но приходит навязчивая мысль: «Помолись». И имя приходит, и образ лица этого человека. Тем самым Господь показывает, что Он хочет помочь ему, что он нуждается в этой помощи. Выше жертвы, чем милость вот такая вот молитвенная, быть не может.

Посмотрите на нас, ведь мы же небогатые люди, согласитесь. Мы не можем миллионами помочь детскому дому или купить там что-то такое, что превышает наши финансовые возможности. Но мы можем с вами помолиться. И это будет гораздо больше. Почему монахи и монастыри не могут ездить, например, по больницам, а делают это в основном священники «белые», мирские? Потому, что мы можем гораздо больше, мы можем за них помолиться. Те люди, которые живут при монастыре, те, которые как прихожане приходят в монастырь, хоть в часть монастыря – вы можете своими молитвами гораздо больше сделать, чем в материальном смысле. Пришла память о ком-то – помолитесь усердно о нём. Господь услышит и обязательно поможет. Вот таким образом мы должны обязательно себя настраивать, каждый день оказывая милосердие. Через это Господь нам прощает все грехи, даёт возможность познать Божественный свет и соединиться с Ним уже в другом мире в тишине и радости, в чем да поможет нам Господь! Аминь!

У вас нет прав на размещение комментария.