Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником Воскресного Дня и памятью всех Святых Вселенской Христианской Церкви. Мы знаем, что неделю назад была Пятидесятница и Дух Святой снизошёл на Божественных учеников Христовых и всех их последователей. Эти последователи Духом Святым сегодня прославляются Церковью Христовой, и те, которые были прославлены, и те, которые в Духе Святом будут прославлены - всех Святых. Это как раз те Цветы, которые украсили нашу Церковь Христову своими и словом, и делом, и жизнью. Святые Угодники — это люди особенные. Те, которые сумели в борьбе с грехом победить и страсти, и самого себя, и дьявола. И сегодня, по милости Божьей, прославляя их, мы смотрим на Святых Угодников, как на духовные ориентиры Царствия Небесного.

 

Очень часто приходится слышать, когда человек, в немощи своей говорит: «Ну я же ведь не святой, я же не Угодник Божий, я же ведь не всесильный Бог» и т.д. Я думаю, что эти слова не совсем справедливы, поскольку свойства святых людей доступны для всех. Мы, порой, в таком суждении не совсем понимаем, что святость - это не сверхъестественное состояние жизни человека на Земле, а святость — это свойственное состояние каждого человека, созданного по образу Божьему. Господь в заповеди своей говорит: «Будьте святы, яко Аз есмь». Господь разве скажет нам что-то недоступное или непостижимое? Он говорит нам то, что возможно для всякого человека. И «Дивен Бог во святых своих!». И каждый из нас, если хотя бы от части сталкивался с человеком, который свят своей жизнью, то действительно удивляется, как в немощи человеческой прославляется Бог. Из немощного человека превращается он в сильного мужа, из слабого – в воина, из женщин даже, которые по природе своей немощные, как «немощный сосуд», и в тех Сила Божия познаётся в такой степени, что удивляется каждый. И когда мы говорим о святости, то святые отцы обращают, прежде всего, наше внимание на умы и сердца. Святость начинается с умов. Тот, кто блюдет свою совесть, свой ум, как зеницу ока, в чистоте, тот сможет победить и другие недостатки, проявляющиеся, к сожалению, в жизни человека. И мне вспоминаются слова св. праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Блюдите в чистоте свой ум». Он тот человек, который жил среди таких, как мы. Мы знаем хорошо его жизнь, он почти что наш современник. И можем сказать с уверенностью, что человек этот сумел достигнуть святости, по средством богоугодных дел и молитвы. Мы знаем из его жизни, что он часто причащался святых Христовых Тайн, что он ежедневно совершал Божественную Литургию, что он шёл на встречу людям, не ждал, когда к нему придут. Толпы людей окружали его. И вот, казалось бы, как человеку, который окружён людьми, который вынужден был отвечать на всевозможные вопросы, давать наставления, как такому человеку соблюсти чистоту ума? Тем не менее, благодаря молитве, благодаря внутреннему вниманию над своим оком ума, он сумел это сделать. Дела его славные и чудные, и мы помним о них до сегодняшних дней. Таких угодников Божиих было много, начиная от Адама, и будут они, заканчивая вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодняшние события печальные: войны, катаклизмы, стихии свидетельствуют, по слову Христа, что настали последние времена. Я думаю, что и оскудение веры, и отсутствие любви свидетельствуют об этом. И мы ощущаем в себе эту скудость духовную. Но, тем не менее, чем больше скорбь, тем ближе к нам Бог. Как говориться: «Чем темнее ночь, тем ярче звёзды». Да время действительно очень сложное, печальное и настораживающее, предупреждающее нас, что мы должны проявить бодрость духа, и подобно святым, которые жили до нас или в наше время, постараться соблюдать свои умы в чистоте. Конечно, возможно услышать вопросы: «Ну, как это можно сохранить свой ум в чистоте?» Нам так свойственно думать о многом, что мы даже не можем остановить этот мыслительный процесс, такой бурный в жизни человека. Всё возможно о укрепляющем нас Господе! Если мы призываем имя Божие, с Его помощью мы можем не просто в чистоте держать ум свой, а сделать его кристально чистым. И ничто не будет смущать ни ум, ни сердце, ни тем более проявляться в жизни человека, в его делах и поступках. Это все возможно, но только по благодати Божией. И если мы хотим начать свое исправление, то мы должны начать это с наших умов. И, к сожалению, горький опыт подсказывает, что над умом, как- раз таки, никто не работает. Вот приходят на исповедь. Кто кается в мыслях? Нет, каются, но только в одном слове: «Делом, словом, помышлением...» И все?! А ведь это же почва в которой зарождается грех. В помыслах редко кто кается, даже в монастырях, где устав и принципы духовной жизни побуждают нас быть более внимательными к своим мыслям, даже там не соблюдают ум свой в чистоте. Есть у святых отцов такое понятие, как откровение помыслов, когда послушник, находящийся в монастыре, должен открывать свою внутреннюю сущность, свои помыслы. В монастырях, и то, это происходит с единицами. И вроде все понимают, но не все откровенны до конца перед своими духовниками или игуменом. Порой человеку нужно преступить через себя, через свою гордыню, самолюбие, чтобы признаться в том, что твориться в его голове. Но переступив себя, человек сможет удалить причину, искоренить ало в начальных этапах своего развития. Что проще вырвать дерево или вырвать маленькое деревце? А вот, когда у нас уже все приходит в запущенную форму, мы приходим со слезами: «Помогите!». Тогда это вырывание из сердец наших страстей происходит с большой болью. Надо кровь и пот пролить человеку, чтобы вырвать эту страсть, вкоренившуюся в наших сердцах. Но это надо делать! Единственный багаж, который мы можем забрать с собой — либо чистоту сердечную, либо страстность сердечную. Но самое печальное, что человек понимает это все, но не принимает никого решения, чтобы искоренить в себе эти страсти. Знает, что надо ходить на исповедь, знает, что надо быть откровенным, но не приходит и не говорит всё, как оно есть. За свою многолетнюю практику — 15 лет я редко видел человека, который бы исповедовал правильно свои грехи - помыслы. Вот пришел бы и откровенно рассказал, что твориться у него в голове! Исповедовать, конечно, не надо все, что твориться у него в голове, потому что всё не перескажешь. Но есть такие мысли, которые грубо въезжают в наше сознание, и оставляют грех-следы. Ну, скажем, приходит какая-то мысль страстная — выпить, покурить или еще что-нибудь. И вот она из часу в час, все напоминает о себе, стучит... Если мы двери своей души, окна своих чувств, ума закрываем через молитву благодатию Божией, то ничто не может войти. Но если в домах наших сердец сквозняк, то всё входит в них, и получается сборище нечистоты, собрание всякой грязи внутри человека. Что ни мысль, то осквернение. Если мы думаем, что только за поступки будем отвечать, то очень глубоко ошибаемся. Мысль, она настолько реальна и действительна, что мы будем отвечать за неё ровно настолько же, как и за поступок. Если мы не сумеем сохранять свою чистоту в мыслях, мы никогда не сохраним чистоту своей души. И все наши труды становятся тогда напрасными. Очень часто встречающееся явление— человек работает над собой, а успехов нет. Почему? Потому что не блюдется чистота ума. Мы опаздываем на несколько шагов, мы спохватываемся уже тогда, когда грех повредил нас, наш ум и сердце. Уже хватаемся за хвост змеи, которая глубоко проникла в наше сердце. Что уязвительно в змее? Это голова, это мысль, это прилог, который нам бросает дьявол. И если мы не сумеем его схватить за голову, то потом за хвост его хватать будет гораздо сложнее, чтобы вытянуть его оттуда. А если оно годами в душе прививалось и дало уже свои какие-то плоды, тогда змея становится ещё тяжелее выловить.

Грядут очень печальные времена. Вы видите, какие страшные события происходят на Украине. Я помню, когда в Жировицкий монастырь приезжали украинцы, Литургия совершалась на одном дыхании. Сколько их было, 50-60 человек - все поют, от мала до велика. Казалось бы, такой Дух православный, такое единство! А сейчас что? Разделение. Вышли из храмов на Пасху — идут драться?! Разве это дух любви? И за это Господь попускает все, происходящие сейчас на наших глазах, страшные события - война, убийства, страдают невинные люди. Мы не знаем, что будет с нами завтра. Возможно, что мы с вами пойдём по тому же пути. Потому что, если быть до конца честными и справедливыми, поглубже заглянуть в наши сердца, то мы недалеко от них стоим. Мы ведь, только традиционно верующие люди. У нас духовности нет. Если мы говорим, что живём духовной жизнью, то мы глубоко заблуждаемся. Духовная жизнь начинается с бесстрастия. А это значит, что человек не осуждает никого, считает себя хуже всех, даже малая страсть не может найти места в его сердце. Вот с этого начинается духовная жизнь. Только тогда появляются плоды. И мы бесплодны, потому что нету духовной жизни, мы не боремся с грехом на начальной его стадии. Не думайте, что с неба свалится Благодать Божия и всё само изменится. Нет, Она может так изменить, но для этого понадобится такое несчастье, вот такая война, скорбь, которые действительно заставят нас задуматься. Заставит нас призывать Имя Божие так, чтобы земля дрожала. Вот тогда - в скорби, в слезах, человек сможет по-настоящему помолиться. До такого допускать нельзя. Восемь лет я прожил в Обители, и никогда не было такого случая, когда бы я просил с амвона, чтобы люди приняли участие в жизни нашего монастыря. Но сегодня, ввиду грядущих событий, я прошу каждого из вас принять посильное участие в жизни монастыря. Сейчас достраивается корпус, и вы видите, какими трудами это всё даётся. Но поверьте мне, что этот Дом Милосердия может однажды послужить прибежищем для тех несчастных, которых коснутся минуты испытаний, войны. Возможно, что придёт момент, как показывает история прошлых веков, когда все побегут в монастыри, чтобы спасти свою жизнь. Теперь уже явно многие говорят, что возможно будет война и в Белоруссии. Эта новость, не для кого уже не секрет. Об этом же говорят и старцы на Афоне. И к этим событиям мы с вами должны быть готовы. И я прошу, если у кого-то есть такая возможность, давайте потрудимся, чтобы в период испытаний мы с вами были вместе. Мы в нашей беседе перешли на печальные темы, но лучше, чтобы мы оказались готовы встретить испытания, чем потом пытались бороться, застигнутые врасплох. Но самое, конечно, главное - наш внутренний мир. Сможем мы его соблюсти в чистоте, значит тогда и мир, и благополучие будут с нами неотступно. Если мы будем считать, что мы в этом не нуждаемся, что у нас все хорошо и нам не о чем заботиться, то поверьте мне, вот такая беззаботность опаснее всего. Так с водителем происходит. Пока он молод и у него есть чувство страха, он внимателен на дороге. Как только появилось чувство уверенности, наступает самый опасный период, в который и происходят аварии. Так и у нас в душе. Если у нас возникает чувство беспечности, уверенность, что всё будет хорошо, то, поверьте мне, это опаснее всего. Такое состояние расслабляет нас, и может случиться так, что скорбные события могут нас застигнуть неготовыми.

Сегодня, прославляя святых Вселенской Церкви Христовой, постараемся помнить жизнь своих угодников Божиих. Сегодня считается День Ангела каждого из нас, каждого память сегодня празднуем. Постарайтесь, хотя бы в малом подражать тем людям, которые были подобны нам. Аминь. Паки и паки поздравляю всех с праздником!

У вас нет прав на размещение комментария.