Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Тако да просветится свет ваш пред человеки, и да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех». (Мф. 5:16).

Так говорит апостол, обращаясь сегодня к каждому из нас. Все мы хорошо понимаем, что свет – это любовь, радость и покой в Господе нашем Иисусе Христе. И обратная сторона – грех, боль, печаль, тоска, уныние, озлобленность, раздражительность, осуждение, гнев… Это тьма, которая как болезнь пристала к человеку и лишает его высокого предназначения, ради которого призван человек. Мне вспоминаются слова святителя Николая Сербского. Он в своем рассуждении говорит о любви. «Любовь» слово нам дано для того, чтобы мы определяли свое отношение к Богу. Когда мы говорим Господу, что мы любим Его, то это слово нам дано для того, чтобы мы почувствовали это единение с Господом нашим Иисусом Христом. Мы часто используем эти слова в повседневной своей жизни, говоря: «я люблю тебя», обращаясь к человеку. «Я люблю поесть». «Я люблю какие-то предметы повседневной жизни». И тем самым, когда мы говорим о любви к тварной части этого мира, то умаляем значение этого слова. Любовь – это Господь. И во всем, где присутствует в этой жизни доброе и светлое, мы должны в этом видеть нашего Творца. Видим растения – должны вспомнить о своем Создателе. Видим образ Божий в человеке – должны прославить своего Отца Небесного, Который живет в каждом из нас. И в принципе все, что нас окружает, свидетельствует о Боге. Мы, к сожалению, предавшиеся страсти греха, забываем об этом свете, забываем о той единственной цели, к которой мы призваны.

 

И сегодня, читая Евангелие, Господь нам предлагает притчу о виноградаре, который был, по всей видимости, очень богатый человек, если позволил себе создать виноградник, окопать его, сделать башню для жизни работающих в этом винограднике. Наверняка платил им деньги за этот труд. И вот он отлучился на какое-то время и, придя туда, он увидел со стороны людей вражду. Посылал своих слуг, и они одного убили, другого избили камнями, третьего просто побили, отпустив ни с чем. Хозяин этого виноградника, по всей видимости, был очень достойный человек, поскольку сказал, что пошлет сына своего возлюбленного, единственного, с надеждой, что они постыдятся нанести ему какой-либо вред. Тем не менее озлобленные виноградари решили убить сына для того, чтобы владения, имущества, принадлежащие хозяину, стали принадлежать им. И более того они вывели сына вон из виноградника, убили его и бросили. И вот Христос задает слушающим Его вопрос: «Что сделает хозяин с этими злыми виноградарями?». И вполне получил справедливый ответ: «Предаст злой участи этих злых людей, убьет их за совершенное ими убийство, и пригласит туда новых работников, которые будут отдавать плоды в свое время.

Притча, конечно, очень яркая и затрагивает многие стороны жизни человека. Я думаю, что в какой-то степени она затрагивает и нашу жизнь. Мы тоже делатели Христовы и призваны к тому, чтобы, принося плоды, отдавать их вовремя. Вот нам дана жизнь. И нам очень много надо сделать, чтобы своевременно принести плод  Господу. И плоды от нас Он ждет не материальные. Он не ждет, что мы будем людьми с очень высоким интеллектом, образованием, богатством или влиятельным положением в обществе. Он ждет от нас только одного – чтобы мы любили. И плоды любви – это радость, долготерпение оправдание человека в грехе, это безобидчивость, простота сердечная и другие христианские добродетели. Это смирение, терпение кротость, воздержание. Всего этого Господь ждет от нас. Но вот только вопрос: насколько мы своевременно приносим эти плоды. Из здесь стоящих людей, большинство люди уже прожившие немало. Подумайте, какие плоды вы принесли сегодня Богу. Есть ли у вас любовь та, которую Господь от нас ждет, бескорыстная, честная, справедливая, мужественная, безответная. И если нет такой любви значит нет и того света, который Господь требует, чтобы мы имели в своих душах. Мне думается, что для того, чтобы иметь эту любовь мы должны следовать заповедям Божиим. Творить добро людям, не осуждать, стараться свое сердце освободить от земных привязанностей, не жалеть ради человека ничего, и тем самым мы угодим Богу. И будем эту свою любовь развивать.

Святые отцы учат нас, чтобы развить любовь свою необходимо молиться Богу любви, и Он может наделить нас этим светом и соделать частью этого света. Мы на примере святых отцов знаем, что таких было достаточно много и это не просто слова, это жизнь людей, засвидетельствовавшая о том, что Господь нас любит, что мы любим Бога. И может быть в такой степени, в какой Господь от нас требует. Очень часто мы с вами сталкиваемся в повседневной жизни с вещами достойными внимания, наших желаний и попечений. Это может быть наши дома, убранство в этом доме. Это могут быть вещи необходимые, такие как одежда. Вот человек стоит перед выбором: чему ему больше уделить внимание, Богу, Даятелю всех благ, Источнику духовных и земных сокровищ; либо тем земным вещам, которые временны. И как часто мы печалимся, когда у нас пропадает какая-либо вещь. Как часто мы огорчаемся, если человек близкий нам влияет на судьбу, не в лучшую сторону, и нам кажется, что это очень огорчительно, и обижаемся на него. Но тем самым печалью своей мы отвлекаемся от самой главной цели – любви к Богу и ближнему своему. И вот один из подвижников благочестия преподобный Варсонофий Великий в ответ своему ученику на вопрос, должен ли человек печалиться, когда теряет какую либо вещь, говорит, что человек из любви к Богу и покорности воли Божией не должен этому печалиться. Но если вдруг по слабости и немощи своей он огорчился, то должен стать на брань со своим смущением и победить себя в смущении. И тем самым он больше начинает предаваться воли Божией и покоряться тому, что происходит. Господь никогда напрасно не попустит погибнуть какой-либо вещи. Но если Он судил, что эта вещь должна пропасть, то мы не должны этому противиться и тем более огорчать кого-то и самому огорчаться о пропавшей вещи. Здесь премудрость Божия. Посмотрите, как рассуждали духовные отцы. У нас если сегодня картошка пропадет – опечалимся. В колодце вода исчезнет – расстроимся. Если соседи начинают на нас роптать и ругаться, то тоже огорчимся. Но верующий человек, любящий Бога, покорный воле Божией будет держать мирное и доброе устроение души. Что нам говорит апостол: Радуйтесь, когда приходят различные искушения. Вот считайте всякий раз, когда приходит огорчение, это и есть искушение. И мы более совершенные христиане должны радоваться, во-первых потому, что Господь нас не оставляет и не забывает и помогает увидеть внутренним оком наш внутренний мир, увидеть свои немощи и недостатки. Вот живет человек в мире и ему кажется, что все хорошо. Но вот вдруг создаются такие обстоятельства, когда он начинает видеть в себе недостатки: жадность, зависть, обиды, которые годами можно было не замечать. И все почему? Потому что Господь печется и пытается помочь нам увидеть свои недостатки, увидеть свою болезнь и вовремя обратиться к врачу.

Очень огорчительно бывает, когда, придя в храм, и когда у нас возникает серьезнейшая проблема, мало обращаем на нее внимание. И человек не приходит на исповедь. А зачем затягивать? Зачем из малой болезни попускать, чтобы эта болезнь превратилась в серьезную проблему в нашей жизни. Мы должны своевременно прийти на исповедь. И тогда Господь, своевременно оказав нам помощь, исцелит рану. Не ждите, когда придет беда и несчастье к человеку. Это неправильное поведение. Если мы всякий раз будем стараться поступать по воле Божией, зная такие законы и принципы духовной жизни, то мы будем осуществлять над собой как бы профилактику души. Что бывает с человеком, когда наступает осень либо зима? Мы начинаем рассуждать, что надо кушать витамины, чтобы организм переборол вирусы или какую-либо болезнь. Также мы должны рассуждать и в духовной жизни. Как только приступает искушение, вы начинаете уже видеть, что вот-вот сейчас что-то назревает, начинается потеря духовного равновесия – придите на исповедь. Покайтесь в своих грехах! Примите Причастие Святых Таин! Это будут такие витамины духовные, которые дадут бодрость духа и исцеление души и тела. Это будет сильнейшей профилактикой души, поскольку Причастие, бывает, действует плодотворно на годы жизни. И все почему? Потому что мы принимаем жизнь, мы испиваем от Чаши жизни.

Только задумайтесь, сколько Господь нам дает средств для того, чтобы мы были здоровые, чтобы в наших душах был свет и любовь. Множество! Только надо этим воспользоваться. Не бежать от этого, не создавать себе комфорт от жизни, чтобы никого не видеть и никого не слышать. Это не будет нас развивать. Надо идти туда, где бывают искушения, там, где нас особо не любят. Находить добрые слова примирения. Прощать обиды, молиться за тех, кто на нас враждует. И тем самым мы победим не только врага-диавола, но и собственную гордыню, которая мучает нас из года в год. Все это понимая и осознавая, каждый из нас имеет долг и обязанность выполнять те законы, которые Господь нам определил. Я желаю, чтобы сегодня каждый из нас увидел свои немощи, попросил у Бога помощи, сил и благодати Его, чтобы справиться со своими недостатками. Аминь.

У вас нет прав на размещение комментария.