Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня и памятью апостолов Варфоломея и Варнавы.

В сегодняшний день во время богослужения мы с вами слышали Евангельское чтение о сотнике, который обратился ко Христу с просьбой об исцелении своего слуги. И редко, когда Господь удивлялся, но в этот раз Он удивился вере этого человека. Поскольку тот, будучи и подвластным человеком (Мф. 8:8), но выразил смирение.

Представьте, у нас начальники редко смиряются, обычно руководители держат голову вверх, поднимая нос. Признать свою несостоятельность – это выражение, в их смысле, падения авторитета. Поэтому они смиряются редко.

Но тут сотник смирился, говоря «Я хоть и подвластный человек, но, имею у себя в подчинении воинов, одному скажу сделать – он сделает» (Мф. 8:9). «Я недостоин, чтобы Ты вошёл в мой дом, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Господь, удивляясь его вере, сказал: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8:13)

В этой Евангельской истории Господь показывает разницу наших вер. Вроде вера у нас одна, но убеждения проявляются по-разному: один верит в Бога и готов на жертву ради любви к Нему, ради ближнего своего, а другой человек вроде верит в Бога в глубине своей души, но это бывает порой так глубоко, что оно не приносит ему никаких плодов.

По этому поводу сегодня апостол и говорит, что мы были с вами рабами беззакония, которое приносит смерть, но ныне мы с вами рабы Христовы, рабы добродетели, добродетельной жизни, и это приносит нам вечную жизнь» (Рим. 6:20-22).

Вот, посмотрите, из примеров нашей жизни, в которых проявляется наша вера. Сейчас все мы дождя ждали, молились, переживали. Люди затратили большие средства, чтобы вырастить урожай, и мы с вами немало потрудились на огородах. И тут – дождя нет. Ну, скажите, разве не случай испытать нашу веру?

Знаете, есть разные подходы к этой ситуации. Один говорит, что Бог сам знает, что надо, и меру благорастворения воздухов Сам определит. Другой говорит, что попы помолятся – Бог нам что-нибудь и даст, но, идя в храм, он, конечно, не надеется, что по молитвам священнослужителей Господь даст нам дождь. А третьему вообще всё равно, он только жалуется на жизнь и в обиде на всех и вся, считает, что все вокруг виноваты.

У нас недавно была встреча с управляющим по делам религии. Он так заявил: «Вот вы, люди, – это он о священниках говорил, – у вас зарегистрированные общины православные, вот почему вы так плохо молитесь, что Господь дождя не даёт?» Понимаете?

На недавней конференции митрополит Павел привёл один случай, когда он пришёл в храм, где священники молились о дожде. На проповеди митрополит отметил: «А почему, придя на молебен о дожде, вы не взяли с собой зонтики? Где ваша вера? Когда мы приходим за святой водой, как правило, мы берём банки, какие-то ёмкости для воды, зная, что по обыкновению священники дадут нам святую воду. Никто же не приходит с пустыми руками, да? Все берут с собой какую-то посуду для святой воды. А тут пришли просить о дожде, а зонтиков с собой не взяли».

Сейчас зонтиков тоже не видно. Вот, посмотрите, как по-разному проявляется наша вера. И надо признать, что вера наша слаба. Но вера приносит, в любом случае, какие-то плоды. Если она велика – она приносит чудеса, любовь, жертвенность; если она мала, то достаточно того, что человек приходит в храм Божий помолиться и этим самым определяет своё отношение с Богом.

Мы все на пути веры, и её укрепление зависит от наших поступков. Вот, мы мечтаем о том, чтобы у нас была любовь. Но любовь ведь – это результат большого жизненного труда. Мы мечтаем о том, чтобы быть настоящими христианами, но что мы делаем для того, чтобы быть настоящими христианами? На пальцах одной руки можно посчитать добрые дела, которые мы делаем в течение какого-то большого жизненного цикла. Ближнему помог, в единичном случае; немного сострадал человеку, порадовался с ним в единичном случае. Понимаете? А ведь эти добрые дела питают нашу веру, как дождь растения. Мало добрых дел, которые бы определяли нашу веру, её жизнеспособность и в этом у нас самая главная проблема.

Поэтому каждый из нас должен осмотреться вокруг себя, посмотреть в прошлое и сделать правильные выводы, что мы сделали для того, чтобы, действительно, верить в Бога? Какие добрые дела? И если их мало, то надо сейчас потрудиться над тем, чтобы вера наша укрепилась и принесла особые плоды, как это случалось с апостолами.

В частности память апостолов, которых мы сегодня совершаем, Варфоломея и Варнавы. Люди оставили всё и пошли за Христом – вот их вера. Они были просветителями земли. А нам землю просвещать не надо. У нас есть малый круг людей: семья, место работы, место, где мы встречаемся со своими друзьями – это место, где мы должны нести свет. Не можем словом, давайте попробуем поступками. Может, у нас нет такого божественного света, который бы от одного слова приводил тысячи людей. Но мы можем порадоваться с человеком, приласкать его, подержаться за руку, обнять и этим мы человека делаем лучше. Самые простые поступки, согласитесь, не требующие от нас никаких усилий и особых жертв, но если мы это будем делать с вами регулярно, то мы станем ближе к Богу и те, кто рядом с нами будут, тоже станут ближе к нам и к Богу. Согласитесь, что всё просто на самом деле, надо только сделать маленькое усилие. Сделать шаг, а следом за ним и все последующие.

А у нас так случается, что мы сделали шаг, и потом боимся сделать другой шаг из-за нашего маловерия. Очень часто люди самореализовываются в своей жизни. Мечтал стать учителем – стал хорошим учителем, воспитал своих детей и остановился. Как будто вся его жизнь была заключена в том, чтобы стать матерью, хорошим учителем и быть полезным в обществе. А дальше что? Неужели на этом жизнь должна остановиться, неужели у нас не должно быть какой-то цели, которая двигала бы наши благородные чувства?

Поэтому Господь хочет, чтобы мы не останавливались на пути своего духовного развития, и этим потом определится вся наша жизнь. Придёт время, достигнув, например, семидесятилетнего, восьмидесятилетнего возраста, вы обернётесь на свою жизнь, и вам придётся либо огорчиться, либо утешиться тем, что вы что-то в своей жизни доброе сделали.

Сейчас у нас в храме стоят люди большей частью среднего возраста. Жизнь человека можно представить в виде недели. Родился человек – это понедельник, отрок – вторник, до совершеннолетнего возраста – это среда, тридцать-сорок лет – это уже четверток. Многие из нас уже в четвертке и уже начался пяток. Остались суббота, воскресение, когда мы должны будем войти в славу Божию, войти в радость Господина своего! Осталось два дня! Согласитесь, это так мало! Мы так мало в своей жизни сделали, что, наверное, мы должны сейчас задуматься, что ещё мы можем в своей жизни сделать главного, чтобы приблизится к Богу, чтобы наша жизнь приобрела глубокий смысл, а не поверхностный.

Посмотрит сын или внук на вас или дочка, внучка, и они должны сказать: «Вот моя бабушка, моя мама, была действительно хорошим человеком». Могут сказать наши дети и внуки так о нас? Чаще всего мы видим пример старости другой – это безысходность, печать уныния и тоски на лицах, боль в глазах человека, который прожил жизнь, ведь святые не были такими! Вы посмотрите, чем старше возраст, тем у него больше свет в глазах. Старец, уже, казалось бы, жизнь его согнула, а он посмотрит на человека и готов своим взглядом объять весь мир. Есть разница старости? Какую вы старость хотите? Такую, которая оставила бы печать боли и переживаний? Или ту, которая сделала бы нас особенными? Нам ещё очень много надо сделать, очень много. И не должны мы останавливаться, несмотря на свои годы. Должны выполнить свою миссию в жизни. Вот и подумайте над тем, ради чего вы живёте, и ради чего должно вам дальше жить. Аминь!

 

У вас нет прав на размещение комментария.