Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и с неделей, подготовительной к Великому посту, именуемой неделей мытаря и фарисея.

И сегодня мы слышали Евангелие от Луки, которое повествует о двух людях, приходящих в храм. По слову Спасителя, был фарисей, который благодарил Бога за все: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 11-12). И был мытарь, который «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18, 13). И последний был оправдан Богом, а фарисей остался ни с чем. Господь всегда нам предлагал и предлагает Евангелие в простых словах, доступных, и сквозь Священное Писание, как через микроскоп, мы можем рассматривать законы духовные, тайны Царствия Небесного. Господь нам в простых словах, в простой притче предлагает во внимание двух людей, которые по сути своей, по состоянию души, не так были просты. Тут существует глубина и тонкости, которые порой очень тяжело проследить простому человеку. Поэтому я и говорю, что Господь помогает нам увидеть сквозь призму духовную все, что происходит в душе человека.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником Сретения Господня, иначе переводится с церковного языка, как встреча святого праведного Симеона с Богомладенцем Христом. И есть к этой истории небольшая предыстория. По преданию святой праведный Симеон был переводчиком Библии. И однажды, когда он стал переводить слова: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), он усомнился: как может дева родить и остаться девой? И ему было явление Ангела, который предрек ему, что он не умрет, пока не увидит этого события, пока не увидит Христа. И когда Мария Дева пришла с Богомладенцем Христом в Иерусалим, то случилась эта встреча. Это историческое событие, и если смотреть сквозь призму какого-то духовного начала, то мы найдем, что эта встреча имеет миссионерское значение. Как мне видится, в Боговоплощение через Пресвятую Деву явился Христос в свете истинном, так в сретении, то есть при встрече с праведным Симеоном в безмолвном вещании сменил Ветхий Завет на Новый.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы нередко задумываемся об апостольских словах, которые и сегодня нам довелось услышать, что Бог многих из бедных предузнал, предопределил, оправдал и прославил. Эти слова относятся и к Евангельскому мытарю, о котором мы сегодня читали. В Евангельском повествовании человек был маленького роста, да еще и мытарь. Почему люди не любили мытарей? Потому что они, мало того что брали подать кесарю, так еще и брали больше, чем положено. И за это народ их недолюбливал. И когда они говорили о мытаре, подразумевалось, что это самый последний человек, самый низкий, самый грешный, и их презирали в народе. Ну и вот, представьте себе, маленький ростом, вредный человек, который обкрадывал, обирал людей, и тут вдруг он слышит, что идет Христос.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает память новомучеников и исповедников российских, за веру Христову пострадавших в годы безбожной коммунистической власти. И всегда, вспоминая их мученический подвиг, не хотелось бы, конечно, думать о их страданиях, поскольку эти воспоминания болью отзываются в сердце. Видеть боль и страдание человека всегда очень сложно и больно. Но мы чтим их не только в подвиге мученическом, но и в радости той Церкви, торжествующей, которая находится на небесах. Мы с вами, живущие на земле, представляем собой воинствующую Церковь, а те, кто доблестно сражались и унаследовали вечную жизнь - Церковь торжествующая. Мы вместе с этой Церковью сегодня торжествуем и празднуем память тех, кто победил, победил грех, победил дьявола, несмотря на все, что им пришлось перенести в своей земной жизни.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Когда Господь говорит, что трудно войти богатому в Царство Небесное. То надо понимать, что Господь имеет в виду, не богатство материального плана, а сердечную привязанность человека. Мы замечаем, что есть люди небогатые, но имеющие пристрастие к тому малому, что Господь им дал, настолько, что готовы даже умереть. Бывают такие случаи, когда вор залазит в дом, выносит из дома все, и человек, рискуя своей жизнью, пытается остановить его. И жизнь потерял и все, что было нажито непосильным трудом, тоже потерял. Стоила ли его жизнь этого богатства? Человек, будучи бедным, старался копеечку откладывал, и вдруг вор залез и в тайнике вытянул какую-то пенсию, а бабушка эта, бедненькая, трясется, схватила свои деньги и погибла. По неразумию своему. А есть люди богатые, которые относятся разумно к тому, что Господь им даровал. Вообще, когда Господь говорит, что легче войти верблюду сквозь иглиное ушко, это тоже не в буквальном смысле. Есть в Иерусалиме иглиные ворота – это узкие ворота, каменные, через которые едва может пройти человек без ничего. Но поскольку много было путешествующих в Иерусалим с ослами, верблюдами, торговые караваны, то через эти иглиные ворота могли пройти только пешие без груза, без поклажи. А с большим грузом, караванным, торговым, были другие ворота, специально предназначенные.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, дорогие братия и сестры, с праздником воскресного дня!

Мы все с вами молимся за богослужением в храме, обращаемся к Богу в молитве, ищем Христа в своих сердцах. Возможность спокойной молитвы сегодня для нас привычна и кажется явлением само собой разумеющимся. Но не всегда было так. Церковной истории известны многие века, содержащие в себе печальные события гонений и притеснений христиан.

Древняя Русь изначально не была христианской, но придерживалась грубого язычества. Наши предки в те дальние времена совершали поклонение языческим божествам в самой грубой форме. В этом поклонении порой даже предавали человеческие жертвы. Для того чтобы умилостивить бога, очень часто приносили детей и взрослых в жертву. И конечно не сразу готова была наша Киевская Русь воспринять свет Христов. Были борения среди религиозных воззрений, но, тем не менее, силой благодати Божией, через князя Владимира, наша Русь крестилась, и сегодня мы являемся частью этой,  Богом просвещенной Руси.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и памятью Собора святых апостолов семидесяти. Неслучайно Церковь празднует сегодня в один день все семьдесят апостолов, тем самым воздавая им равную честь и исключая вероятность разногласий в плане достоинства каждого из этих святых людей. Это научает нас и помогает увидеть родственность Христу.

Когда у нас есть что-то очень ценное, дорогое, мы пытаемся это, самое дорогое, передать по наследству. Вот, скажем, икона есть у нас, древняя икона пятнадцатого-шестнадцатого века, которая из поколения в поколение передавалась отцу, сыну, внуку и так далее. И так на протяжении многих веков. И когда нам попадает эта икона, то мы относимся к ней с таким глубоким почтением и уважением, потому что это святыня семьи. То же самое происходило и с верой в Истинного Бога, Единого Бога, который нес в себе еврейский народ.