Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот светлый день Господь вещает велию радость через Архангела Гавриила Пресвятой Богородице о спасении, о рождении Христа Спасителя. И через это благовестие Господь обращается к каждому из нас, как бы говоря «радуйтесь, люди, Господь с вами», как некогда Он сказал «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк.1:28) через Архангела Гавриила.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С Божией помощью мы с вами достигли третьей недели Великого поста, в которой мы чтим Животворящий Крест Господень. И сегодня вы слышали слова Спасителя: «возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24). Этими словами объясняется подвиг Христа - Спасителя в Его искуплении через крестные страдания.

Нам порой не всегда понятно, почему именно такой ценой Господь искупил мир от греха. Вспомните, когда Он исцелял расслабленного, то Он сказал, что Сын человеческий имеет власть прощать грехи. Неужели, чтобы простить грех Адама, Ему не достаточно было сказать слово, как Он сказал расслабленному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6). Ведь Он мог так же, по слову своему, Божественному, исцелить этот мир от этой греховной проказы, и это не составило бы никакого труда.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие мои, мы с вами слышали Евангельское повествование о исцелении расслабленного. Как несколько друзей, взяв своего товарища, долгое время находящегося в расслаблении тела, и, узнав, что проповедует в одном из домов Христос, пришли туда. Но из-за многолюдства не могли найти доступа и потому решили раскрыть кровлю этого дома и спустить расслабленного к ногам Спасителя, чтобы Господь по слову своему исцелил этого несчастного человека. Так и случилось. Но свидетелями этого чуда были фарисеи, которые не видели во Христе Божественного Сына, имеющего власть от Бога Отца прощать и разрешать грехи. И, видя их лукавые помыслы, Господь им говорит: «Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи» (Матф. 9:5), - понимая природу человеческой сущности, его падения, духовного, и причину его болезни; или сказать длинным предложением: «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Матф. 9:6) ?  

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня по особенному торжественный день, поскольку совершается не только чин Божественной литургии, посвященный святителю Василию Великому, а также и чин Торжества Православия.

Для нас сейчас настолько становится актуальной тема о Святейшем Патриархе, о его встрече с Папой Римским, что это вызывает некоторое смущение. Вы знаете, всякая мысль познается делом. Человек подумал, произвел ее в дело и только потом может судить, порой, действительно ли она была от Бога? Мы не можем быть строги к тем людям, которые управляют кораблем спасения Церкви Христовой. Просто станьте на их место, и вы все сразу поймете. Кто осуждает священника – просто станьте на его место и попробуйте совершать Таинства, исповедовать, возьмите на себя ответственность, малую. Осуждаете монахов, пожалуйста, - молитесь за весь мир вместо них, возьмите на себя такую ответственность. Ведь чины – это не власть – это ответственность. И чем больше чин, тем выше ответственность. Представляете, что бывает на корабле, когда ни во что ставят капитана? Это саботаж, это гибель всего корабля. И неизвестно, чем это закончится, когда теряется дисциплина, теряется послушание. Разве мы можем судить о том, чего мы сами до конца не понимаем?

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благодарение Господу, что мы с вами сегодня, можно сказать, с рассуждением отнеслись к той службе, которая для нас стала привычной. К сожалению, есть такая болезнь, духовная, в человеке – привычка к святости. И это касается почти каждого из нас: тех, кто редко ходит на службу и тех, кто присутствует чуть ли не каждый день. Особенно это касается людей пожилого возраста: люди, которые изо дня в день, из месяца в месяц приходят на службы, привычным делом покупают свечи, ставят их на подсвечники, исповедуются, причащаются и участвуют в других Таинствах. Это происходит не столько сознательно, сколько традиционно – внешнее соблюдение обрядов и части богослужения. А мы должны подойти к этому со страхом Божиим, с благоговением и с духовным рассуждением. Поэтому нам святые отцы через Церковь вещают, что мы должны с вами делать это рассудительно. И каждый раз готовиться к службе не простым чтением обычного молитвенного правила, а так, чтобы это все было осознанно.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и с наступающим Великим постом. У нас разное отношение к посту, и при воспоминании слов «Великий пост» - у некоторых людей все начинает сжиматься. Великий пост – плоть начинает скорбеть, да? Действительно, плоть начинает скорбеть, потому что ей приходится выдержать некоторое испытание, воздержание от пищи, удовольствий этого мира. Когда человек вкушает пищу, он тоже испытывает некоторое удовлетворение. И в великие праздники, если мы читаем Богослужебный Устав, там пишется «на трапезе братии утешение велие»: кушаем яйца, сыр, молоко и для мирских людей мясо. И человек в момент торжества испытывает некоторую плотскую радость – она не греховная. Обычную радость человек испытывает, потому что удовлетворяет свои физические потребности. Это нормальное явление. Но вот пришло время Великого поста, когда мы должны испытать некоторое удовлетворение, только не для тела, а для души. Когда человек начинает воздерживаться, то первое, что он должен испытать, это радость. Ни скорбь, ни боль, ни тесноту, ни боль в желудке. Ни скорбь, какую-то, что пришло время поста и придется помучиться. Ни в коем случае! Человек должен испытывать духовную радость, потому что раскрепощается душа от житейских попечений, воздерживается от греха, от обычных вредных привычек, от обычного принятия пищи.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с воскресным днем и с приуготовительной неделей к Великому посту, именуемой Неделей о Страшном Суде. Последняя неделя Мясопустная, которая подготавливает каждого христианина к подвигу Великого поста. И каждый из нас сегодня должен задуматься о словах Спасителя, которые Он нам изрек в своем повествовании о Страшном Суде.

Хочу обратить ваше внимание не на то, что он страшный, а на то, насколько Господь милосерден к нам. Когда случается над человеком суд по той или иной причине, человек, конечно, страшится наказания. И не знает, какой вопрос ему зададут, и что ему нужно будет сказать. А от ответа порой зависит дальнейшая судьба человека: он будет в заключении или, наоборот, его освободят, оправдают и отпустят.