Какая жизнь именуется мирской и каковы ее свойства?
Мирской именуется жизнь, окружающая нас; жизнь с ее бытом, заботами, проблемами, развлечениями. Этой жизни присуще одуряющее свойство - притягивать к себе. Как принимающий наркотики знает, что от них он будет подобен сумасшедшему, но продолжает принимать их, так и в жизни мирской, светской, люди видят, что многое в ней не то, но тянутся и тянутся к ней.
В мирской жизни чаще всего заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия, сметливость. Все они в совокупности составляют низшую сторону человеческой жизни. Они одинаковы у человека с жизнью животных. И удовлетворяется ими только одна потребность животной жизни. Кроме этих сил, у человека есть еще два-три яруса жизни и еще главный их центр.
В жизни мирской люди все делают впопыхах, спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Людям, живущим этой жизнью, свойственна "вольница". И ласки у них напускные, и готовность к услугам - тоже. А все напускное спутывает человека по рукам и ногам. За гладкой и изящной видимостью прячется совсем другая душа, далеко "не изящная". От напускного веет на всех холодом и связывает душу.
Какие стороны человеческого существа в ней участвуют?
В жизни человека есть три стороны: телесная, душевная и духовная. Каждая из них имеет свои силы, потребности и свои способы их удовлетворения. Человек живет тогда, когда все его силы находятся в движении и все потребности удовлетворяются. Если же не все находятся в движении, то человек живет не по-человечески, ибо светская жизнь занимает и питает не все стороны его человеческого естества, а только некоторые. И эти "некоторые" принадлежат к его окраинам, центр же его теряется из виду.
"Сумятица" мирской жизни: как она осознается?
Главным свойством мирской жизни следует считать сумятицу и кривляние. "Чада века сего, - говорит преподобный Макарий Великий, - подобны пшенице, всыпанной в решето земли. Непостоянством помыслов мира сего, непрестанным волнением земных дел, пожеланий и вещественных понятий сатана сотрясает, как в решете, весь грешный человеческий род, порождая боязнь, страх, смущение, пожелания удовольствий" (Беседа 5. 1, 2).
Эта сумятица осознается человеком как "гонка за чем-то" и "неудовлетворенность ничем". Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи и гонит человека искать ее. Человек и бежит искать. В живущих по духу мира сего эта гонка никогда не прекратится. Враг же держит людей в ослеплении, и они не замечают ошибки, не отдают себе отчета, что не той дорогой бегут и не туда стремятся. Этим мраком враг томит и душит их. И так их затуманивает, что и говорить им об этой ошибочности не смей никто. Так и зарычат, как лютые звери.