Вы здесь

Компьютерная зависимость

Как не попасть в рабство современной техники? Как вовремя предостеречь эту интернет-зависимость и как узнать, насколько мы этой болезни подвержены? Об этом рассуждал и делился своим опытом в радиопрограмме Московской епархии «Свете Тихий» (радио «Наше Подмосковье») протоиерей Илья Зубрий. Ведущий программы — священник Дмитрий Огнев. Предлагаем вниманию читателей расшифровку беседы.

Священник Дмитрий Огнев: Есть такое относительно новое явление, которого не было еще лет 25-30 назад, беда, которая захлестнула не только нашу страну, но и многие страны во всем мире. Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание и не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Речь идет о компьютерной зависимости. 

Сегодня очень много сообщений в прессе о том, что тут или там агрессивное поведение подростка, увлекающегося компьютерными играми, привело к трагическим последствиям. Наверное, многие из нас помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата в школе. Другой пример – гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам при игре, что она очень устала. Выводы экспертов неутешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за этим занятием больше 2-х часов в день. 

Отец Илья, расскажите, как по-вашему, что такое компьютерная зависимость. 

Протоиерей Илия Зубрий: Слово «зависимость» подразумевает несвободу, то есть в данном контексте это зависимость от компьютерных коммуникационных технологий. От интернета, от компьютера самого по себе и от различных средств коммуникации, смартфонов, планшетов, то, что сейчас принято называть гаджетами. 

— А можно ли считать такую зависимость болезнью? 

— Выражаясь языком церковной аскетики, зависимость – это страсть, болезнь души. Это непреодолимое желание, которое властвует над жизнью человека и с которой человек сам не может совладать. Любая страсть это некая искаженная добродетель. В данном случае человек, вместо радости о Боге, радости общения в мире с себе подобными братьями и сестрами, находится в изоляции. Ему становится неинтересна реальная жизнь. И как следствие, очень часто человека посещает уныние и нежелание общаться вне этих технологий. 

А как развивается страсть? От частого повторения приобретается греховный навык, возникает привычка, а затем незаметно привычка становится свойством души человека. Страсть – это как открытая рана. Ее можно врачевать, наложить пластырь, обезвредить, приложить исцеляющие мази. А когда человек повторяет греховные действия, то это, образно говоря, он посыпает на свою на рану соль – и рана не заживляется, а постоянно усугубляется. Только-только начнет затягиваться, только человек соберется, направит силы на борьбу со своей греховной привычкой, почувствует облегчение, а потом раз, и окунулся в эту страсть опять, разбередил рану, и она опять открывается. И в таком контексте это становится очень серьезной духовной болезнью, потому что место Бога в душе занимает какая-то привычка, не совсем правильная, не совсем здоровая. Бог вытесняется на задворки нашего сознания, на задворки нашей жизни. В данном случае есть все признаки болезни души.

— Почему я задал этот вопрос: мне тут попалась информация о том, сейчас медики задумываются о том, чтобы компьютерную зависимость включить в список болезней.

 — Ну, дай Бог. Ведь от правильности диагноза зависит и результативность лечения. 

— Да. Потому что если человек знает, что это названо болезнью, то можно над этим как-то работать. А сейчас, когда приходят с проблемой «мой ребенок компьютерно зависим», медики разводят руками. 

Отец Илия, как вы считаете, какие виды компьютерной зависимости существуют? 

— Давайте поразмышляем. Например, игровая зависимость, когда человек сидит в играх. Отдельно можно назвать зависимость от нахождения в социальных сетях. Третье — это бессмысленный интернет-серфинг. Когда человек ищет, бродит по просторам интернета, не зная, что ему там нужно, валит все в свою голову, как в кладовую. Бессистемно, беспорядочно. Неумение систематизировать, вывести свою личную систему, чтобы использовать прекрасные возможности интернета. 

Можно еще сказать, что следствием бездумного пользования интернетом и зависимостью от «безобидных» онлайн-игр может быть приобретение навыка участия в азартных играх на деньги. Когда человек играет в виртуальное казино, делает ставки на виртуальных биржах в надежде быстро решить все свои финансовые проблемы (естественно, их не решая), и периодически выигрывает, он начинает думать, что выигрывает с помощью своих знаний, считает, что от его усилий зависит выигрыш, и он просто этим живет. Он не хочет думать, что труд способствует вознаграждению, что труд способствует его пропитанию. 

— Как вам кажется, какие признаки компьютерной зависимости существуют? Как понять, что «вот, это уже началось». 

— Тут тоже можно поразмышлять. Например, когда появляется раздражение из-за того, что человека отвлекают от компьютера. Раздражение может быть обосновано, если прервали работу, но если человек просто играет или сидит в интернете, близкие просят его отвлечься, а он на них раздражается, раздражение повторяется из раза в раз, то здесь налицо первый признак зависимости. 

Второе – это неумение контролировать и властвовать над временем. Человек совершенно не может поставить себе временные рамки, проходя в игре уровень за уровнем или общаясь бесконечно со сверстниками, с которыми только утром виделся, без конца продолжает это виртуальное общение, перебрасывается фразами. И он не видит, что время, как вода, уходит в песок. 

Человек, который ставит компьютер в центр вселенной, конечно, следит за постоянными обновлениями. Потому что компьютерные технологии шагают вперед, развиваются, нужно быть постоянно в этой теме, на плаву. И он готов тратить немалые деньги для того, чтобы у него был компьютер по последнему слову техники. Хотя для решения его рабочих задач может быть достаточно вполне простого компьютера, с внутренней начинкой, с операционной системой, с памятью. 

— Я сейчас вспомнил одно интересное исследование. Психолог предложила абсолютно добровольно подросткам провести дома, в своих стенах, в своей комнате 8 часов без ничего – без компьютера, без телефона, без планшета, без радио, без телевизора. Можно было читать книги, поиграть в шахматы, например. Предлагалось вести дневник, записывать, что ты чувствуешь, какие у тебя ощущения, что ты думаешь. Добровольцев было около 60-ти человек, подростки. И те результаты, которые были показаны, удивили самого психолога, потому что из 60-ти человек только двое смогли просидеть в комнате, занимаясь чем угодно, кроме как находясь в виртуальном мире. Остальные — кто-то ушел буквально через полчаса, кто-то через час, кто-то больше, но до финала дошло только два человека. И все 60 человек, первое, что сделали, когда им открыли двери, кинулись в интернет — писать о том, как я себя чувствовал, как это тяжело. То есть все начали делиться своими впечатлениями не с родными и близкими, а именно в соцсетях — у кого какие ощущения. 

— Да, для нас, взрослых, это очень тревожный симптом. Ведь логично делиться с близким человеком, родным по крови. А в такой ситуации, по всей видимости, человек не встречает ответного интереса. 

— А что способствует развитию зависимости? Есть какая-то отправная точка, предпосылки? 

— Очень питательная среда для развития компьютерной зависимости у ребенка — этонеконтролируемое свободное время. Когда у человека появляется свободное время и он не знает, чем себя занять. И когда родители, несущие перед Богом и перед обществом ответственность за свое чадо, не могут ничего ему предложить. Естественно, что когда вокруг всю жизнь человеческую пронизывают компьютерные технологии, то логично при свободном времени, к ним обратиться. 

Еще одна из частых причин развития зависимости это то, что человек не признан в семье. Родители вечно куда-то спешат. Они занимаются какими-то очень важными делами: карьерой, заработком, образованием своим. Это очень хорошие направления и желания, но дети часто остаются в параллельном мире, их интересы не пересекаются. И ребенок, не находя ответа и отзыва родительского в своих устремлениях, находит, куда тратить свои душевные силы, которые в нем заложены. Он тратит их на виртуальное общение. 

Бывает так, что у человека проблемы со сверстниками, он не находит взаимопонимания, он постоянно на каких-то вторых ролях, его гнобят, унижают. Не складываются отношения, бывает. Это же целая наука, как преодолеть такие проблемы. Родители должны помочь, это реально сделать. 

Но если проблема остается незамеченной, ребенок не признан в реальном мире, то он под виртуальным ником заходит в интернет, играет, достигает каких-то успехов в играх, получает бонусы, звания ему присваивают. И у человека вырастают крылья, в реальном мире он никто, а там он признан, там простор открытый. Он там не 8 часов в день, он там круглосуточно востребован. Вот такие характерные кирпичи фундамента, на котором строится зависимость от компьютера.

— Отец Илья, кто больше страдает этой зависимостью — дети, молодежь, взрослые? Как вам кажется? 

— Исходя из своего пастырского опыта, могу сказать, что страдают и взрослые. Например, это может быть вполне успешная молодая женщина, когда у нее на работе появляется свободное время. А иногда и не появляется – она ворует его, если играет на работе, создает себе какую-то ферму, кормит каких-то зверушек, создает себе свой мирочек, там уютно все. Безобидные вроде такие шалости, но при постоянном употреблении они входят в привычку. Чем дольше на эту проблему не обращали внимания, тем труднее с ней бороться, это как любая болезнь. 

Но у взрослых внутренний инструментарий для борьбы с интернет- и компьютерной зависимостью гораздо больше представлен, чем у подростков. Дети находятся в стадии познания мира, они только приобретают опыт путем проб и ошибок. А взрослый этот путь уже прошел и по определению он должен и по-взрослому оценивать свою зависимость. Поэтому у взрослого человека гораздо больше способов преодолеть зависимость, честно поставив себе диагноз. Если это верующий человек, надо призвать в помощь Господа. 

Детям тяжелее справляться с зависимостью, потому что у них нет ни жизненного, ни духовного опыта. Если дети захромали на оба колена, они идут, спотыкаются, то их нужно поддержать. Но не нравоучениями и бесконечными поучениями, а находить те словосочетания, которые не заденут их подростковое обостренное самолюбие. Оно открыто как рана. При любви со стороны взрослых, дети, я верю, преодолеют эту зависимость. 

— А кто больше подвержен из взрослых — мужчины или женщины? 

— Могу привести свою пастырскую статистику. От социальных сетей больше страдают женщины. А проводят время за компьютерными играми больше мужчины, юноши. И даже, к великому сожалению и стыду мужскому, люди женатые. Рядом красавица жена, ребенок прекрасный, а они сидят за компьютером, создают себе какой-то свой мирок. Ну как ты живого человека, которого ты любишь, которому ты сделал предложение, которого ты носил на руках, которому ты клялся в любви и верности, и ты променял его на какую-то железяку. Ты просто топчешь тот потенциал любви, который Господом дан тебе в семейной жизни. К великому нашему мужскому стыду. 

Поэтому призываю всех отцов просто безжалостно поломать и выбросить все эти диски, удалить аккаунты из соцсетей, если из-за них страдает семья. Одно дело, когда человек за тридевять земель живет и сеть ВКонтакте способствует общению, тогда можно обменяться информацией. А когда ты там бездушно просиживаешь, а ребенок у тебя растет, как в поле трава, без всякого ухода, без ничего — нет никакого оправдания. 

И будущим отцам, юношам, которые готовятся стать отцами, пока не поздно – бейте в колокола, если чувствуете, что есть зависимость, не просиживайте день и ночь у компьютера. Одно дело, когда это по учебе нужно, но будь честен — выключай компьютер, когда ты ее закончил. Ответь на сообщения, которые тебе пришли и все. Не сиди ты, не просиживай. Сделай телефонный звонок и за минуту ты обсудишь все дела, это лучше, чем постоянно доставать и утыкаться в этот экранчик маленький мерцающий. И как можно променять восходы, закаты, ветер, траву, море, дыхание и течение реки, пение птиц на какое-то железо бездушное. 

Надо как-то стряхнуть с себя эту мишуру, как-то очнуться для настоящей жизни. И даже разводы сейчас есть, к великому стыду, когда человек не может справиться, сидит и летает на этих самолетах, бомбит кого-то там, а ребенок кричит, жене это год-два и надоедает, она уходит. Одно дело, когда есть такой серьезный повод для развода, как измена (это серьезное основание для развода, но и его человек может преодолеть и простить, и это будет гораздо выше чем, поступить по закону). А другое дело – развалить семью из-за какой-то железяки. Господи, помилуй. Трудно понять это.

— По поводу детей мне еще вспомнился случай из далекой молодости, когда я учился в семинарии, у нас еще не было компьютерного класса, это был 2003 год и чтобы как-то связь поддерживать существовала только электронная почта. Мне приходилось уходить в город раз в неделю, там были городские компьютерные интернет-клубы. Я туда приходил, на письма отвечал и уходил. Но меня просто поражало и ужасало то, что я там видел. Дети 1-й, 2-й, 3-й класс и старшие, естественно, в школьное время, когда они должны учиться, они засиживались за компьютерными играми, что-то там обсуждали и это было каждый раз, когда я туда приходил. И это было свободно – можно было прийти, заплатить и хоть целый день играй. Я тогда впервые с этим столкнулся. 

— Это услуга, ее продают, взрослый дает бесконтрольный интернет детям. Но помимо того, что ты набиваешь себе карманы этими гульденами, пенязями, рублями мятыми несчастными, ты же должен думать, что ты калечишь детей. Ты должен хотя бы ограничить контент какой-то развратный, насильственный. Оградить детей от того, что может разрушить их личность. Нельзя все на деньги мерить. 

— Сейчас есть разные компьютерные игры: шахматы, спортивные игры, футбол, хоккей. Есть игры в стрелялки, где ходят и убивают друг друга. Все ли эти игры опасны? 

— В советское время были, помню, автоматы «морской бой» и другие, в парках стояли. Мы же тоже играли, интересно сбросить какие-то эмоции, ощутить победу… 

Наверное, нужно из общего шлака выбирать наименьшее зло. Какие-то спортивные симуляторы, гонки, где можно приобрести навык вождения, соблюдения правил дорожного движения; безобидные стратегии, которые обучают. Помню, когда мои старшие дети были маленькие, у них была серия про Пятачка. Человек проходил какие-то уровни, приобретал знания. Это было интересно. 

Но опять же — это должно быть строго регламентировано со стороны взрослых. После того, как сделано домашнее задание, все обязанности по дому выполнены, можно и сорок минут — посиди поиграй. Поиграй во что? – в ту игру, которую мы с тобой вместе выбрали. По-хорошему отец, если выбирает игру, сам должен знать, погонять с ребенком, что там за игра такая и дать свою оценку взрослую, мужскую, полезно это или неполезно

Полностью запретить компьютер, наверное, это все-таки не выход. Хотя у некоторых семей получается полный запрет на компьютерные игры. Наверное, знакомство с компьютером нужно начинать не раньше, чем по школьной программе нужно соприкасаться с этим. 

— Приходится со многими отцами на эту тему беседовать, мне один батюшка многодетный привел пример, как он со своими детьми этот вопрос решает. У него дети — дошкольники 15 минут в день играют и то, после всех-всех дел, которые нужно было сделать. Младшие школьники — 30 минут в день. А старшие школьники еще побольше. Опыт этого священника говорит о том, что это помогает. Дети знают, что у них есть 15 минут в день на игры, все. Они больше не требуют и легко на это идут. Но это надо воспитывать, конечно, с самого раннего возраста. Когда человек уже привык по три часа играть, то ограничивать его на сорок минут – это будет, конечно, проблематично. 

Отец Илья, а как влияет компьютерная зависимость на психологическое состояние детей? 

— Я бы так обозначил главную проблему – это потеря интереса к жизни и саморазвитию. Ребенку хорошо и комфортно только с компьютером и с теми людьми, которые там. Он не видит интереса к реальной жизни. Он становится не свободен, рабом технологий. И как-то по-хорошему гордость должна проявиться – до какой степени эти технологии будут мной владеть. Ну, что я не могу час посидеть без смартфона, не заглянуть в почту? Или не отправить какое-то сообщение? Что, мир закончит свое существование? Да наоборот, когда это происходит реже, острее переживания от общения, чем когда постоянно сидишь в этом болоте. 

— Какие самые тяжелые последствия компьютерной зависимости существуют? Если брать самый-самый крайний пример? 

— Это неконтролируемая агрессия человека, который зависим от компьютерных игр. Пример, мама подошла к компьютеру и уже от отчаяния выключила, потому что какие-то сутки пошли, ребенок забросил школу и сидит там играет с такими же двоечниками, ребенок в ярости вскочил, нанес маме несколько ножевых ранений. Страсть глубоко вгнездилась в сердце человека и это уже некий род беснования, когда человек не может контролировать свои эмоции. Это очень серьезная духовная болезнь и решать ее надо духовными инструментами, с помощью Церкви. 

— Самый главный вопрос — как с этим бороться. Как предотвратить. 

— Вразуми, Господи, всех нас, родителей. Первое, конечно — это огненная молитва за детей. Просто огненная, вопль к Богу о своих детях. И как, кажется, старец Порфирий Капсокаливит, греческий подвижник, говорил: не говорите детям о Боге, а побольше говорите Богу о своих детях. Молитва, конечно, в первую очередь. Потому что молитва — она как стены, которые семья возводит вокруг своего маленького мира, делая неприступным крепость семейной жизни своей. 

Конечно, надо с детьми и говорить. Но часто мы, взрослые, страдаем занудством. Часто сам слушаешь себя и на себя со стороны смотришь и думаешь, да что ж ты несешь какую-то чушь, ну тебе было бы приятно это слушать? Перед тем, как к детям обратиться, надо помолиться, чтобы Господь вразумил, дал ту фразу, которая коснется сердца, которая заставит его задуматься. С уважением, со скорбью какой-то внутренней… Поменьше слов, по опыту могу сказать, что так редко получается. Но покрываются эти проблемы любовью. Пока ты любишь ребенка, пусть он проблемный, но пока ты любишь его и он это чувствует, то не все потеряно. 

Надо пытаться объяснить, что интернет, компьютер, телефоны, все эти современные технологии – это инструменты. Вот есть топор и нож. Можно с помощью топора избу срубить, можно бабушку зарубить. Можно с помощью ножа вырезать произведение искусства, а можно нанести травму, несовместимую с жизнью. 

Так и с компьютером. Можно с помощью компьютера издавать книги, вести переписку, в тюрьме человека поддерживать. Если Господь привел к тебе человека, который нуждается в общении, и ты с ним поддерживаешь переписку и поддерживаешь его, то он в тебе видит опору. 

Надо учить правильному пользованию инструментом. Можно элементарное программирование освоить, которое перекликаться будет со школьной программой. 

И нужно, конечно, детям объяснять, что есть люди, которые играют на скрытых страстях человека. Есть целая индустрия, цель которой выкачивать из других с помощью игр и интернет-технологий деньги. Вот завтра объявят, что это модно, а это не модно, нужно обновить что-то, нам диктуют, как нужно жить и на что тратить деньги. И должно быть противостояние этому рабству, можно сыграть на хорошем таком гордом чувстве, что я не должен позволять собой манипулировать. Мне кажется, это хороший аргумент в разговоре с детьми на начальном этапе. 

То есть в первую очередь должна быть профилактика зависимости, надо не догонять уходящий поезд, а зная психологические возрастные характеристики своих детей, предупредить зависимость. Надо молиться и заботиться о профилактике зависимости. Бог в помощь всем нам, родителям, потому что Господь спросит, куда мы вели своих детей, чему их учили, в каком состоянии их привели к Богу. Дети – это не наша собственность, это Божий дар нам. Господь спросит, в каком состоянии мы передали этот дар Ему.

 

Источник