Вы здесь

О священнослужителях

Все ли священники святы?

В Священном Писании сказано: все то, что посвящается Богу, свято (Лев.27,9). Мы знаем, что есть город Иерусалим, он находится в Израиле. Мы называем его Святой Град Иерусалим, хотя в этом городе бывают и убийства, совершаются и насилия, и грабежи; но он посвящен Господу, значит - святой. Одежды священнические могут быть старенькими, рваными, грязными, но они святы. Люди, принявшие крещение, постоянно посещающие богослужения, тоже святы. Они своей жизнью посвящены Господу. Если они согрешают, то приходят и каются на исповеди, и Господь прощает им грехи. Недаром, после того, как на литургии пропоют "Отче наш... ", диакон произносит: "Вонмем", а священник возносит Агнца и возглашает: "Святая святым", т.е. Тело и Кровь Христовы подаются только святым людям.

Священник такой же человек, как и все, но он имеет от Бога особую власть совершать Таинства, он имеет на себе преемственную благодать, идущую через Апостолов от Самого Иисуса Христа. Тут важно еще помнить, особенно новоначальным, что диавол, аки лев рыкающий, готов в любой момент нас поглотить, оторвать от Церкви, настроить против духовенства. И делает он это очень хитро. Он может как-нибудь во сне показать знакомого священника, духовника в белых ризах, всего сияющего, и тогда у человека возгорается христианская любовь к духовнику. А в другой раз диавол покажет ему священника в ризах, лежащего в грязи. Человек духовно неопытный, поверив первому сну, доверится и второму, решит: "Ага, вот он в каком состоянии, пал, не буду я больше к нему ходить".

Несет ли священник ответственность за дальнейшую жизнь крещеных и венчанных им людей?

При крещении и венчании священник должен обязательно сказать, что каждый православный христианин должен ходить в церковь в субботу вечером, в воскресенье утром, во все праздники; объяснить как надо соблюдать заповеди, посты; дать иные наставления. Как только наставления получены, ответственность за их выполнение несут уже сами верующие. Единственно, за что может отвечать священник, это за то, если он будет крестить и венчать всех без разбора. Христос сказал: "Кто будет веровать и креститься - спасен будет, а кто не будет веровать - осужден будет" (Мр. 16,16). А многие, приходящие принять крещение, идут по чьему-то наущению. Часто бывает, что будущая теща говорит жениху: "Дочь не отдам, пока не крестишься и не повенчаетесь". И он вынужден креститься и венчаться, чтобы ублажить тещу, а самому ему все это безразлично, потому что веры у него нет. И такие "венчанные" в церковь не ходят, Богу не молятся, потому и мира у них в семье нет, оттого и разводы. Бог- это полнота Любви; если супруги повенчались, а живут вне Бога, вне Любви, союз их обязательно распадется.

Что делать, если священник не ведет святой образ жизни? Как к нему относиться?

Все мы признаем медицину, но врачи бывают разные. Точно также и священники бывают разные. Христос нас предупреждал, Он говорил, что пастыри будут трех видов: пастыри добрые, которые полагают душу за своих овец, наемники, которые пришли в церковь просто работать и третий вид - волки в овечьей шкуре (Ин. 10). Так у нас всегда было... Сейчас очень много открывается храмов по стране, а духовные школы, семинарии не могут обеспечить все приходы, вот и приходится зачастую рукополагать человека верующего, но не имеющего духовного и житейского опыта, слабого. Так что может он и оступиться.

Был такой случай до революции. Судили священника за какие-то финансовые прегрешения, а защищал его известный адвокат Плевако. Он сказал такую речь:

- Господа! Скажите, вы этого священника знаете?

- Да, знаем.

- Вы к нему на исповедь ходили?

- Ходили.

- Он вам прощал грехи, отпускал их?

- Прощал.

- А ведь вы, наверное, не раз приходили к нему?

- Да, много раз.

- Каялись, и он вам прощал. Так неужели священник единожды согрешил и вы, будучи такими жестокими, ему не простите его грех? Господь сказал: "Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7,2). И он добился оправдания того священника. Так что судить никого не надо.

Есть ли в церкви благодать Божия, если cлyжащий там священник бывает пьян и поет светские песни?

Святой Ефрем Сирин говорит так: "Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его не будет на земле никого, то, когда он будет совершать богослужение, по вере прихожан таинство совершается, оно действительно. И если священник духовно связан по руками и ногам, тогда за него священнодействие совершает Ангел".

Бывает и такое. Как-то я упоминал, что у одного священника на душе был смертный грех. Он сказал: "Господи, я недостоин совершать эту страшную литургию. Ты Сам ее совершай", и увидел, как от него отделился Христос и стоял впереди этого священника, совершая на престоле все таинства. А священник только возгласы говорил.

Поэтому, когда диакон вначале Божественной литургии прикладывается к Престолу и говорит: "Время. Сотворите Господеви. Владыко, благослови", тогда священник благословляет его и тот выходит на амвон. Начинается Божественная литургия.

В греческом служебнике сказано так: проскомидия, подготовительный этап к литургии - это чисто человеческое действо. Теперь же время кончено, священник стоит перед Престолом, в его лице Сам Христос совершает Божественную литургию. Поэтому, когда входят с Чашей и диакон кадит священнику, он говорит: "Мир всем", тогда через него Сам Христос рукой священника благословляет всех. Это мы видим. Все таинства, которые совершаются видимым образом, невидимо совершает Сам Христос.

Бесноватые люди могут узнать священника даже тогда, когда он будет пострижен, побрит, в гражданском костюме. Другие не узнают его, а этим больным бесы подскажут, потому что они не терпят той благодати, которая при рукоположении даруется Господом священнику. Господь так-то благодать дает, которой не имел ни один царь земной, хоть и праведной жизни. Такой власти не дано ни одному правителю земному, какую имеет священник. Священник имеет право совершать все таинства, прощать грехи, действием своих рук и благодатью Божией совершать превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; священник имеет право запрещать на земле - и человек будет запрещен на Небе, может разрешать его - и человек будет разрешен на Небе. Власть огромная, поэтому он старается, чтобы каждое слово не было кому-то во вред, а несло только пользу.

Когда православный священник искренний, но имеет какие-то грехи, и нет другого священника, кому он может исповедать их, он может встать перед Престолом и каяться в грехах: "Господи, поскольку нет духовника, Ты Сам приими мою исповедь и прости мне грехи. Может, лишнее я пил или спал, или переел. Может, плохо молился - рассеянно, где-то возгордился, где-то возмутился; возможно кого-то осудил словом или мысленно. Господи, прости меня". И Господь Своей благодатию прощает, потому что Он Своему рабу не даст стоять пред Престолом в скверне. Он Сам очищает его душу.

Так что все таинства совершает Сам Христос, а священник в руках Божиих является орудием. Многие люди не знают этой великой божественной тайны.

Что лично Вам ближе: позиция ограждения себя от мира каменными стенами или сопереживание проблемам, которые мучают людей?

Апостол Павел говорит: "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими" (Рим. 12,15). Священник, хотя и кажется, что он внешне отгорожен от мира стенами, полностью участвует в жизни каждого человека. Представьте себе корабль. На палубе стоит человек, борт корабля отгораживает его от моря, где люди тонут. Если он имеет все необходимые средства для спасения: веревки, багры - он будет спасать людей и спасет многих, гораздо больше, ежели бы он просто прыгнул в море и стал там спасать; он вместе со всеми бы погиб. Чтобы спасать людей, надо знать, как, и иметь необходимые средства для спасения В монастырях этому и обучаются.

Возможно ли спасение собственными силами, без священника?

Было это в начале века. Тогда во многих школах преподавался Закон Божий. В класс на урок пришел священник и спросил учеников:

- Что самое главное для спасения человека? Ученики отвечали:

- Вера, крещение, причащение, исповедь, добрые дела...

На все их слова священник отвечал:

- Правильно, но этого недостаточно для спасения. Самое главное в спасении - присутствие пастыря, священника.

Без священника спасение человека невозможно. Когда Христос после Своего Воскресения явился ученикам в горницу при закрытых дверях и сказал: "Мир вам", дунул на них и сказал: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Ин.20, 22-23). В этот момент Господь Своей Церкви - двенадцати апостолам - дал власть прощать и вязать грехи, то есть совершать все таинства. Но это еще не имело полноты до дня Пятидесятницы, когда Дух Святой в иерусалимской горнице сошел на апостолов. Апостолы исполнились всей полнотой Божией благодати и стали рукополагать во епископы, священники, дьяконы. До сегодняшнего дня эта иерархия хранима Христовой Православной Церковью.

У любого патриарха, епископа, священника можно узнать его "родословную": кого из апостолов они стали преемниками. Потому что преемственная иерархия никогда не прерывалась в нашей Церкви и дошла до сегодняшнего дня. От самого дня Пятидесятницы до наших дней идет благодатная струя священства.

Как вести себя с народом начинающему священнику? Что должно быть главным в отношениях священнослужителя и паствы?

Нужно служить примером для всех: быть мирным, спокойным, соответствовать своему званию, всегда помнить, что без Бога мы ничто, не приписывать себе даров.

Господь и через молодого священника вразумляет, наставляет. В первый же раз, как стал я исповедовать, подошла ко мне девушка лет 17-ти и покаялась, что шесть раз, причастившись, выбрасывала Тело Христово. Я пришел в ужас, стал объяснять ей, что это тягчайший грех Богоубийства, и после длинного наставления предупредил: "Причащаться тебе нельзя, пока не станешь христианкой". Однако через некоторое время она снова появилась и с тем же: в седьмой раз выбросила Святые Дары! И спокойненько так рассказывает: "Мы с ребятами гуляли в Сокольниках, проходили мимо храма, на гитаре играли, пели. Ну я и зашла, как раз причащали, и я причастилась, а во рту стало очень горько, вот и выплюнула." - "Ты находишься под запретом, тебе нельзя причащаться! Господь накажет тебя за этот страшный грех, войдет в тебя дьявол, злой дух". "Не войдет!" - сказала она самоуверенно. - "Вот увидишь!" Прошло какое-то время, и она приходит уже бесноватая. Много лет миновало, а она так и не исцелилась.

Был другой случай. Одна женщина исповедовалась, рассказала много смертных, страшных грехов и попросила епитимью, но я не знал, что наложить на нее за тяжкие грехи, и сказал: "Господь Сам даст тебе епитимью". - "Какую?" - "Ну, к примеру, будешь переходить дорогу - и машина собьет, или на работе рука попадет в станок, или заболеешь раком..." Месяца через два-три появляется с забинтованной рукой: "Все исполнилось, батюшка. На работе станком два пальца отхватило и признали рак. Но теперь я знаю, что это мне епитимья от Господа, и стараюсь терпеть, надеюсь на милость Божию". Ей сделали операцию. Прошло более 20 лет, и Господь свел нас снова: увидел ее на одной из встреч с радиослушателями православной радиостанции "Радонеж" в Москве. Она показала свои пальцы, говорит: "Я за Вас молюсь, батюшка".

Порой человек покаялся в грехах, а священник не знает, какую дать епитимью. Тогда Господь по Своей милости ставит человека в такие условия, что ему приходится и поболеть, и поскорбеть, и всякие неприятности потерпеть. Если человек не ропщет, не отчаивается, никого не обвиняет, душа его очищается и человек спасается.

Хорошо бы узнать о Вашей жизни, как Вы пришли к Богу, стали священником?

Меня как-то поздравляли и спросили: "Не хотелось ли Вам заново прожить всю жизнь?" Я ответил: "Нет, не хотелось". Я вспомнил всю свою жизнь и подумал, что по-другому я не стал бы жить. Я благодарен Господу за то, что в моей жизни было очень много интересного, особенно же скорбного, Именно в таких испытаниях наша Душа закаляется, становится сильной и крепкой.

Когда началась война, мне было два с небольшим года. Отец, когда уходил на фронт, на руках нес меня. Стал садиться в машину, передал матери и сказал: "Храните его, он вам поможет спастись". А у матери оставалось еще шестеро детей, я самый младший. Эти слова в каком-то смысле оказались пророческими.

Жили мы в Алтайском крае. Народ там повально умирал от эпидемий. Был страшный голод. Ничего не было, даже картошки. Помню, держался за стены, чтобы с голоду не упасть. Летом мы ели лебеду, крапиву и от этого опухали, поэтому нам пришлось с гор переехать в г. Алейск.

Есть было нечего. Мать заворачивала ноги тряпками, брала салазки и шла по ближним деревням - кто чего даст. Вечером приносила пять-шесть картофелин. Чистить их нельзя было: и так мало. Водой хорошенько вымоет, на терке з кашицу протрет и в большом котле варит. Каждому давала по ложке, чтобы с голоду не умерли. А было нас семь детей, и всех надо было выкормить.

У нас была корова особая, "диссидентка". Ее во время войны хотели забрать работать на колхозном поле - она должна была боронить землю. Когда ее повели со двора, она встала, согнула передние ноги, уперла рога в землю. Ее уж били-били, понукали, а она все равно не шла. А домой вернули - спокойно боронила, работала.

Запрягли ее в телегу и шли сто километров, спускаясь с гор. На телеге были какие-то пожитки, я маленький сверху сидел на тряпье, а все остальные - мать и шестеро детей - шли за подводой.

Приехали в город Алейск. Дали нам на краю города местечко для землянки, а у нас нет ни одной копейки, даже орудий, которыми можно было бы копать.

Рядом был дом бабки Сельдерихи. Была она очень богатая, имела около сотни гусей, уток, кур. Наверное, пятьдесят овец, коровы, телята, а у нас даже колодца не было. Дед Иаков, ее муж, тайком от нее дал нам лопату. Я за него до сих пор молюсь. Вырыли мы яму под жилье. Старшие братья где-то достали пять горбылей, накрыли яму, завалили ее травой, ботвой, землей. А залезали мы в нее так: ложились на живот и сползали вниз. Такое было у нас жилище - в яме. Единственный признак, что это жилище людей, - к колышку над землянкой была привязана корова.

Старшие братья и сестры пошли в поле, собрали солому, нарубили ее топором, а потом сделали из нее саманные кирпичи. Начали строить жилище посерьезнее, попрочнее - землянку. Зарылись в землю, а над землей построили землянку в два небольших окошечка. В ней мы жили с сорок пятого по пятьдесят четвертый годы. Для балки-матки, которая поддерживала крышу в землянке, достали семиметровый рельс. Но землянка была короче, и конец этого рельса высовывался из стены наружу. А зимой в Сибири морозы по 50 градусов. Этот рельс так "накалялся" от холода, что в доме от него мороз был. Весь заиндевеет и мы по нему узнаем, сколько градусов на улице.

Часто были такие страшные бураны, что нашу землянку заносило. Не одни мы жили в таких условиях, рядом с нами жили соседи. Перед землянкой гора снега, приходилось выкапывать тоннель. До двадцати метров бывал этот проход. Топить печку было нечем. Делали, правда, из коровьего навоза сухие лепешки, ими топили, но они быстро расходовались, хватало ненадолго. Так что жили в холоде, не было ни одеял, ни подстилки на нары. Вот так мы закалялись.

Утром как-то в сене увидели серую, большую овчарку. Она оказалась ученой. Все команды знала. Мы было задумались: как же ее кормить? А оказалось, она нас сама потом кормила.

В километре от нас была речка. Изгороди не было, просто вырыли канаву, и она ограждала огороды. Корова через нее перепрыгнуть не может, огород не попортит.

Яма была глубокая, с метр, и она зарастала травой. Наша собака ходила на речку, ловила гусей, уток и по этим канавам тайком приносила их нам. Люди рядом богатые жили, но не делились. Может, у нашей соседки - бабки Сельдерихи - она и ловила

Хлеба до сорок седьмого года мы не видели, а в сорок седьмом его начали выдавать. Старшие братья и сестры чтобы не умереть с голоду, разъехались работать. Мать, старшая сестра и я жили на тридцать рублей. Мать получала деньги, покупала полмешка муки - это нам на весь месяц. Конечно, не было ни электричества, ни керосина. Даже в школу ходить было не в чем. Нам, как семье погибшего, выделили одну фуфайку и валенки. С утра в школу в этой одежде ходила сестра, а вечером, после обеда, я. Учились по очереди. Бумаги чистой не было, писали на газетах.

Помню, мать мне сшила ситцевую рубашку. У меня было столько радости, столько ликования! Я бегал, всем говорил, что у меня есть новая рубашка. Господь Своей благодатию не оставлял, радовал даже мелочью. А сейчас, порой, и одежду хорошую, и машину сыну приобрели, а радости у него нет. И оказывается, что вся жизнь не в богатстве, а в Боге. За деньги в магазине или на базаре не купишь ни душевной радости, ни покоя. Их может дать только Господь, когда наша душа на исповеди очистится. Радость живет только в живой, чистой душе. А мертвая, безжизненная душа все принимает как должное, без радости, без благодарения Богу.

Я был не крещен, хотя и шел мне уже восьмой год, денег не было. Босиком бегал в церковь. Однажды пришел в церковь, и так мне там понравилось! Увидел, как ребята выходили из алтаря со свечами. Я осмелился и подошел потом к батюшке, иеромонаху Пимену. Говорю: "Я тоже хотел бы вот так, как эти мальчики". Он посмотрел на меня:

- Сколько тебе лет?

Я сказал. Он говорит:

- Знаешь, дорогой, подрастешь, и Господь исполнит твое желание.

Это желание исполнилось через двадцать лет. Позже Господь все дал. Денег у нас так и не было, но о. Пимен крестил меня.

С учебой были сложности. В школу не разрешалось ходить босиком, так мне сшили тапочки из каких-то тряпочек, и я их надевал, когда приходил в школу.

Досыта хлеб стали есть только в пятьдесят четвертом году. Потом начал работать в шахте. Занимался боксом.

А потом пришло время идти в армию. До армии занимался боксом, и в армии пришлось тренировать ребят. Даже выступать доводилось, места занимать.

После армии снова пришел в шахту, работал еще пять лет. Труд этот подземный, тяжелый, опасный.

А потом на шахте узнали, что я в церковь хожу. Прикрепили ко мне атеиста, который со мной побеседовал. Убеждал четыре часа и сказал: "С тобой безполезно говорить. Тебе один путь - поступать в семинарию". Я понял, что через него мне Господь сказал эти слова. И когда поехал в отпуск, зашел в Сергиеву Лавру узнать что да как. А на следующий год поступил и начал учиться в семинарии.

Жил я в Сергиевой Лавре десять лет, учась сначала в семинарии, потом в академии. Когда учился в семинарии, принял постриг, меня рукоположили. Говорил проповеди, семь лет исповедовал народ. До сегодняшнего дня приезжают люди, которые помнят меня с того времени.

В это время Господь попустил поболеть полиартритом. Шесть месяцев лежал. Врачи говорят, что полиартрит неизлечим. Но что невозможно человеку, возможно Богу. Если Господу угодно, Он с одра смертного поднимает, даже с того света возвращает. Господь меня исцелил.

Когда пришло время распределения, передо мной встал выбор: ехать или на Афон, или в Почаевскую Лавру. Господь устроил так, что мне благословили: "Оставайся в России, ты здесь нужнее".

В Почаеве труд исповеди был особенно тяжелый. До сотни человек в день приходилось принимать. С некоторыми надо было пятнадцать-двадцать минут беседовать. А помимо исповеди было еще послушание водить экскурсии. Экскурсия шла один-два часа.

В моем сознании никогда не было мысли, что Бога нет. Бог всегда был в моей душе. Есть люди, которые верят, что Бога нет, но есть и такие люди, которые не только верят, но и знают, что Бог есть. Все зависит от того, как мы живем.

Когда я был маленький, мне так хотелось поиграть в игрушки! Но у нас ничего не было: ни мячика, ни машинки. Часто что-то сами мастерили, например, мяч из овечьей шерсти.

Однажды подсмотрел у соседки: под клеенкой лежали три рубля. Я их забрал. Хотел на них купить мячик. Узнали об этом, стыдили. Меня и самого мучила совесть, что деньги взял. Домой после этого весь день не заходил, так мучился. И с тех пор Господь так положил: никогда ничего ни у кого не брать.

Помню, был маленький. Наш сосед поехал в город Барнаул, поступил в ФЗУ. Потом приехал, начал нас учить матом ругаться. А мы не понимали, что это такое и некоторые слова повторяли. Старшие братья услышали и сказали, что это нехорошие слова и говорить их не надо. И Господь так положил, что с тех пор я из своих уст ни одного матерного слова не выпускал. Бог дал, был у меня друг Володя. Когда вдвоем играли, видим: ребята, человек пять-шесть, идут, матом ругаются. Мы спрячемся, они пройдут, мы опять играем. Не имели общения с ними. Денег не было, а хотелось кино посмотреть, одно утешение - река. Как-то так захотелось в кино, пошел по дороге деньги искать, иду босиком по пыли, вдруг вижу - двадцать копеек лежит. И фильм "Тарзан" посмотрел, надолго он мне запомнился. Хотелось быть таким же ловким и сильным.

Учили нас и курить. Но и тут Господь так дал, что в жизни ни одной папиросы не искурил. В рот, правда, брал, но не зажигал. И до сегодняшнего дня Господь хранит.

Знаю, что у некоторых родителей дети начинают курить, пить, принимать наркотики. Это от духовного голода, от душевной неудовлетворенности, от чересчур хорошей жизни. Оттого, что в душе нет ни молитвы, ни истинного покаяния, даже, если этих детей изредка в церковь и водят, причащают. Самое сокровенное, тайное этот человечек утаивает, скрывает и в осуждение причащается. Люди у меня на исповеди были разные - от двухлетних малышей, которые говорят: "Ножкой на маму топал" - и до стариков, которые привыкли о себе хорошо думать: "А я никого не убивал, не грабил. Живу не хуже других".

А когда человек жил в страданиях, он ценит все по-другому...

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Если священник имеет какие-то человеческие слабости, и люди видя это соблазняются, то стоит ли участвовать в таинствах в этом храме?

Преподобный Ефрем Сирин отвечает так: "Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его никого на земле не будет, то таинства Божий все равно совершаются". Через его руки Сам Бог будет действовать.

В одном храме священник отслужил Божественную Литургию и умер. Епископ другого поставил на этот приход. Тот отслужил Литургию и тоже умер. Напал на священников страх... Третьего поставил епископ. Он отслужил и умер! Четвертого поставил. Он искренне, с верой помолился Богу, чтобы Господь указал, в чем причина их смертей. И увидел первого священника, опутанного Цепями, он указывал на ящик у жертвенника. Священник закончил Литургию, а после Литургии подошел к ящику и увидел множество поминальных записок. Они лежали там со времен первого священника, тот их не читал, а просто складывал в ящик. И пришлось четвертому священнику служить несколько Литургий, поминать на проскомидии по запискам.

Каждый человек драгоценная жемчужина у Бога. И Господь отдает этот жемчуг в обработку - вручает души человеческие священнику для наставлений и очищения от грехов. Например, земной царь вызывает слуг, дает им драгоценный, но еще не очищенный бисер и говорит: "Этот бисер надо аккуратно очистить, довести до блеска и вернуть мне". Некоторые труженики скрупулезно очищают и шлифуют мелкие жемчужинки, а потом возвращают их царю: "Мы исполнили твое послушание, старались, очищали до блеска". А другие, нерадивые, слегка протерли тряпочкой, сполоснули от тины, и все. Не отшлифовали, грязь не сняли. Как с такими поступит царь? Он их изгонит.

Точно так и душа человеческая, как драгоценный бисер. Священнику от Бога дана такая власть, какой Он не дал царям земным, - прощать людям грехи, совершать церковные таинства, наставлять их в законе Божием. Священник должен помочь человеку очистить душу от грязи внутренней и вернуть ее Господу. Настанет кончина и старательный человек обретет вечную жизнь, а нерадивый вечные адские муки.

В Ветхом Завете сказано: если к первосвященнику приходит грешник, кается и получает от первосвященника назидание, как ему правильно жить, а уходя, не исправляется, то первосвященник не отвечает за его грехи. Если же первосвященник не указал, как правильно жить, как спасаться, то за погибель грешника отвечает сам первосвященник. Это установление перешло из Ветхого Завета в Новый Завет.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)