В октябре 2017 в результате поездки в Одесский Успенский мужской монастырь удалось познакомиться с монахами, которые помнят инока Василия (Бочаркина) и иеромонаха Лазаря (Бочаркина), известного нам как старца схиигумена Серафима (Бочаркина) и ознакомиться с его Послужным списком из архива Одесского Успенского мужского монастыря.
На просьбу к монаху Макарию определить основную черту инока Василия, тот ответил – ревность по Богу. Он пришел в монастырь молиться. Происхождение этой потребности из автобиографии, написанной его рукой, не прослеживается, но из опыта общения с ним можем утверждать – ревность по Богу он пронес до самой смерти.
Иван Тимофеевич Бочаркин родился 21 января 1928 в г. Майкопе Краснодарского края в семье рабочего.
С малых лет был отдан в детский дом в г. Майкопе. Затем был переведен в Натырбовский детский дом Адыгейской автономной области, где пребывал до 1943 и где кончил шесть классов начальной школы.
Во время оккупации детдом был ликвидирован, и всех детей распределили по окрестным колхозам. Он распределен в колхоз им. Крупской, где пребывал до 1949.
В 1949 был призван в Армию, и проходил службу в г. Глухове Украинской ССР до 1952, когда был демобилизован. С его слов – он первый раз наелся досыта в Армии.
После демобилизации поехал в г. Фрунзе Киргизской ССР. Работал на инструментальном заводе слесарем, затем токарем до 1967. Был женат с 1954 по 1968 и имел двоих детей.
«Причины развода – мое искреннее желание христианского вероисповедания, вера в Бога и несогласие жены венчаться».
В 1967 – 69 работал слесарем-монтажником по стеклопроводу.
Переехал в Краснодарский край и работал по той же специальности до 1972. С его слов – работа была связана с командировками, и когда он приезжал на новое место, то в первую очередь шел в храм, причащался, а уж затем приступал к работе.
С 1972 по 1974 работал пономарем на станции Тамань.
В 1974 переехал в г. Оренбург и работал при соборе сторожем и кочегаром до приезда в Одессу.
В августе 1976 пришел в Одесский Успенский мужской монастырь.
Послушник на общем послушании с октября 1976. 3 марта 1977 пострижен в рясофор с именем Василий.
Из характеристики на постриг в монахи:
«Инок Василий трудолюбив, скромен, послушлив, со своими обязанностями справляется своевременно. Любит Божественные службы, в свободное от послушания время своевременно посещает храм».
С 17 февраля по 2 марта 1978 брал отпуск для поездки в г. Оренбург, чтобы рассчитаться с долгами и разгрузить свою совесть от духовного уныния.
9 апреля 1979 пострижен в малую схиму (мантию) с именем праведного Лазаря (память в Лазареву субботу).
С 10 по 23 декабря 1979 был в отпуске для лечения. Причина определилась тем, что весь Великий пост он ничего не ел, на пасху съел две просфоры и оказался на операционном столе, ему удалили часть желудка.
Из преставления к рукоположению в сан иеродиакона: монах Лазарь – усердный инок, любит молитву, имеет желание священнослужительствовать. 16 февраля 1990 монах Лазарь рукоположен в сан иеродиакона.
8 октября 1990 в праздник преподобного Сергия Радонежского иеродиакон Лазарь Преосвященным Феодором, Епископом Киринейским, Экзархом Александрийского Патриарха в г. Одессе рукоположен в сан иеромонаха.
11 октября 1990 назначается на должность иеромонаха Рождества Богородичного (Свято-Михайловского) женского монастыря в с. Александровка Болградского р-на Одесской обл. И 28 февраля 1991освобожден от пастырского служения в с Александровка.
10 июля 1991 получил благословение на пастырское служение в Свято-Преображенский женский монастырь близ с. Борисовка Татарбунарского р-на Одесской обл.
23 августа1993 за самовольное оставление обители исключается из числа братии Свято-Успенского монастыря указом митрополита Одесского Агафангела и разрешается переход в клир Смоленской епархии Московской Патриархии.
До глубокой старости его беспокоила блудная страсть. С ней он боролся строгим постом до пяти суток.
В Смоленской епархии служил в Болдинском монастыре, но монастырь переделали в «молодежный монастырь» с предельным возрастом насельников - 40 лет. Служил в Вязьменском монастыре, но его преобразовали в женский. Служил на приходе в лесу. Затем Рославльский монастырь.
В 2000 году приехал в Новогрудскую епархию. Один год он пробыл в Большой Кракотке, что в 30 километрах от Слонима. Там под монастырь отдали часть деревенской школы. А 12 августа 2001 года епископ Гурий привез его служить в Свято-Елисеевскую церковь прихода деревни Гнесичи, которая в 2007 году стала частью Лавришевского Свято-Елисеевского монастыря. Был настоятелем церкви, наместником монастыря в сане игумена. А когда принял схиму, стал духовником монастыря.
Часто спрашивают: был ли о. Серафим прозорлив? Да, был, но вслух он от этого отказывался, а вот дар исцеления больных по его молитвам он признавал. Был у него и еще один дар - молитва за пропавших без вести. По его молитвам пропавшие без вести или приходили домой живыми, или давали знать, где находятся, или их находили мертвыми.
О. Лазарь проводил исповедь заинтересованно, то есть говорил с бабушками до тех пор, пока они не начинали «высыпать» на него свои грехи. Был такой случай. Привезли женщину, которая сама не ходила, и ее несли двое мужчин на обычном стуле. На исповеди она бодро говорила о своих грехах (по выражению лица и манере держаться, в ней можно было признать учительницу), но о. Лазарь мотал головой, отрицая ею говоренное. Видя это, она начала говорить более твердо и раздраженно, но о. Лазарь опять мотал головой, отрицая сказанное. Тогда она замолчала, и начал говорить о. Лазарь. Сначала она отрицала, качая головой. Затем она отрицала с негодованием. Затем она вся «обмякла» и кивнула головой - « Да». О. Лазарь накрыл ее епитрахилью и перекрестил. Через две недели эта женщина приходила своими ногами в монастырь, чтобы заказать благодарственный молебен.
Он уделял особое значение наличию абортов для мужа и жены, времени начала супружеской жизни, времени зачатия ребенка, венчанию, смешанным бракам. Был такой случай. Пришел мужчина, у которого все дергалось. О. Лазарь спросил, что с ним такое. Мужчина ответил, что у него недавно умерла жена, а его отправили на пенсию. О. Лазарь спросил его, а живы ли его родители. На что он ответил: "Да, хотя им по 86 лет". О. Лазарь сказал мужчине: "Передай своим родителям, что если они тебя любят, то пусть повенчаются". Месяца через три этот мужчина появился снова, но он не дергался и даже улыбался. На вопрос о. Лазаря, что произошло с ним, мужчина, расплывшись в улыбке, сказал: "Старики повенчались".
Будучи в Смоленской епархии о. Лазарь проводил отчитки. Но в Новогрудской епархии он их не проводил из-за отсутствия благословения. Да и сам он неоднократно говорил, что после отчитки человек должен поститься, причащаться, сменить работу и место жительства, если возможно. Иначе будет еще хуже, как и сказано в Евангелии. Если была необходимость, то он без откладывания служил молебен о болящем. С его слов, это та же отчитка, только без заклинательных молитв.
Надо отметить, что его вера в Бога и Православие была простая и не книжная, но практическая. Он смело бросался на католиков и прочих с «шашкой наголо». А «ученые» православные его обвиняли в «язычестве».
Когда о. Лазарь был в Одесском монастыре, то каждый день до утренней службы купался в море, и это на протяжении 15 лет. И здесь он не оставил своей привычки, и в свой последний день, искупавшись в озере и возвращаясь в монастырь, он умер. Было это 23 июля 2010 года.
О. Серафим по-прежнему помогает всем, кто приходит к нему на могилу с верою и призывающим его в боли и немощи.