Вы здесь

Молодежные рок-субкультуры как среда религиозного поиска

Молодежные рок-субкультуры как среда религиозного поиска

Проблема отношения Церкви к молодежным движениям и в частности к представителям рок-течений является в наше время напряженно острой и актуальной. Во многом это связано с обращением в Православие известных рок-музыкантов, а так же благодаря деятельности в среде рок-субкультуры миссионеров диакона Андрея Кураева, игум. Сергия (Рыбко). В Донецкой епархии миссионерскую работу среди неформалов проводит о. Никита Панасюк.

Между тем отношение к рок-субкультурам в церковном обществе довольно неоднозначно и подчас противоречиво. Рок-музыкантов обвиняют в приверженности к сатанизму, на представителей рок-движений смотрят как на источник наркомании, алкоголизма, разврата, сектантства. Рок-движениям приписывают отсутствие патриотизма, космополитизм, ориентацию на Запад.

Подобная широта оценок феномена рок-субкультур свидетельствует о разнородности этого явления и наводит на вопрос необходимости тщательного его изучения. В данной работе мы попытались раскрыть основные причины вхождения молодых людей в рок-субкультурные сообщества в контексте христианского учения о человеке. Предмет исследования – мировоззренческие установки, способствующие религиозному поиску членов движений. Цель исследования – выявление возможностей антисектантской и миссионерской деятельности Церкви в среде молодежных рок-субкультур.

1. О понятии «субкультура» и «рок-субкультура»: постановка проблемы

Согласно существующему определению под «субкультурой» понимается система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, от господствующей культуры. Под субкультурой также понимают особую форму организации – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. В случае если группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры, на их основе формируется контркультура [6, 687].

В свете приведенного определения необходимо заметить, что согласно ему в одном ряду окажутся такие субкультуры сексуальных меньшинств, религиозных сект, политических партий. Так же по этим признакам окажется причисленной к субкультурам и православная религия, что в принципе является неприемлемым, так как их ценности и нормы, будут находиться в несогласии, противоречии друг с другом. В этом случае так же окажется невозможным достижение поставленной в работе цели.

Для решения этой проблемы мы решили сузить понятие и выделить те признаки субкультуры, которые охарактеризовали бы его как явление религиозного порядка. В этом случае к феномену субкультур мы будем относить весь спектр существующих религий и те субкультурные образования, которые обязаны своим происхождением религиозному чувству человека. В таком прочтении понимание субкультуры может объяснить существующие феномены молодежных субкультур как явления, несущего в своих глубинах религиозную причину.

Для европейской цивилизации христианство явилось культурообразующей религией, следовательно, феномен субкультуры так же обязан своим происхождением христианству, пусть со знаком плюс или минус, но в любом случае выступая во взаимосвязи с ним. В подтверждение данного положение могут послужить слова Спасителя:«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15,19). Христианство предстает перед нами не только как субкультура, но как контркультура, к которой господствующая культура относится враждебно. Если обратиться к истории Церкви, то можно увидеть, что христианство в первые века было гонимым со стороны правящего режима. Так же, несмотря на последующие примеры видимого господства христианства в качестве доминирующей культуры, всегда возникали движения, альтернативные идеологии и мировоззрению большинства. В настоящее время мы обязаны им возникновением монашества, формированием догматов, явлением новых образов святости, существованием разнообразных форм религиозной жизни. Если же мы обратимся к нашему времени, то заметим, что в контексте надвигающихся процессов глобализации все далеко не столь однозначно. Например, в Европе, по отношению к господствующей культуре, Православие постепенно становится на позиции андеграунда. Православная Церковь являет себя как защитница традиционных человеческих норм и ценностей, а христиане свидетельствуют своим образом жизни об ином, отличном от распространяющегося секулярного измерении общественных процессов.

Таким образом, феномен молодежных рок-субкультур мы будем рассматривать в его взаимосвязи с христианством. К огромному сожалению, объем данной работы не позволяет, не смотря на весь интерес, проследить историю неформальных движений, от их появления в 50-х годах XX-го столетия и до нашего времени. Поэтому предметом изучения будет состояние именно современных рок-субкультур на территории постсоветского пространства. Это – первое ограничение темы. С другой стороны – современные рок-субкультуры представляют собой довольно большое разнообразие стилей и направлений. Так же очевидно смешение между собой стилей, признаков принадлежности к той или иной группе. И если на Западе это приводит к затуханию рок-субкультур и рок-музыки, вырождению последней в потребительский товар, то в нашей стране, хотя мы и можем наблюдать подобную тенденцию, все же она не захватила всего рок-движения, которое продолжает жить и развиваться. И поэтому в данном исследовании мы будем проводить анализ рок-субкультуры как целостного феномена жизни современной молодежи, останавливаясь для ясности на отдельных ее особенностях.

2. Рок-субкультура как среда религиозного поиска

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо опровергнуть один из распространенных стереотипов, утверждающий, что неформальные движения, появившиеся у нас «срисовывались» с западных сверстников неумелыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры [2]. Конечно, мы не можем отрицать влияния западных субкультур на отечественные, но все же это было не слепым подражанием, а некоторой прививкой, вскоре давшей такие всходы, как например как феномен «русского рока». Ценности Запада были во многом переработаны, переосмыслены в русле русской ментальности. При этом немалую роль имело и Православие. Об этом говорит, например, Юрий Шевчук, говоря, что рок стал частью мировой музыкальной культуры и решает серьезные проблемы искусства — быть или не быть, что делать и так далее, есть ли Бог, верить или не верить.

Почему молодые люди избирают такой образ жизни, как участие в рок-субкультурных движениях? Что их привлекает в ряды сторонников рок-музыки? Несут ли в себе рок-субкультуры религиозные ценности? Можно ли через рок прийти к Богу?

На поставленные вопросы существует множество разных ответов.

По мнению социологов, уйти в «неформалы» молодых людей побуждает внутренние одиночество, потребность в друзьях, конфликты на учебе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше» [1,55]. С позиций культурологии, субкультура есть среда, в которой осуществляется поиск социального статуса. В психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире, а субкультура предлагает все средства для удовлетворения этих поисков. В этой среде молодой человек получает возможности свободы в собственном поведении, самовыражении; в высказывании своего несогласия с репрессивными и регламентирующими способами человеческих взаимоотношений и поиска им альтернатив; полного доверия к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения [3]. Шостак Г.В., подводя итог многочисленных исследований в области субкультур, пишет, что при всех различиях идейных платформ и отражающих их музыкальных пристрастий можно выделить общие черты, в равной степени присущие всем неформалам, безотносительно к их принадлежности. Приведем те из них, которые важны для данной работы. Рок-субкультуры являются средством общения, объединения по интересам, члены группы стремятся к интеллектуальному совершенствованию — чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах, дает возможность для творческой самореализации и т.п. В зависимости от содержания произведений рок-субкультура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности [9].

Исходя из вышесказанного видно, что рок-субкультуры есть та среда, в которой осуществляется поиск жизнеутверждающих ориентиров, поиск смысла жизни. Для этого каждому входящему в неформальную среду предоставляется возможность непринужденного поиска, свобода выбора тех или иных стилей и форм поведения, возможность для творческой самореализации. Каждое из направлений рок-движений дает свой вектор направления, который определяется в качестве основной идеи движения. Например, движение хиппи, известно своим лозунгом» «MAKE LOVE, NOT WAR», что в переводе означает «Любите друг друга, а не войну», основами панк-движения является уважение к Другому и лозунг «Все мы разные, все мы равные!» [2]. Указанные признаки рок-субкультур, вплотную приближают их к православию, поскольку декларируемые субкультурой такие ценности как любовь, свобода, социальное равенство, способность к творчеству, христианство определяет как религиозные, как признак образа Божия в человеке. В неформальной среде мы так же можем найти такие христианские идеи как отшельничество, жизнь в коммунах, протест против меркантильности и бездуховности современного мира. Все это наводит на размышления о существовании, порой даже не осознанного самими представителями рок-субкультур некоего внутреннего, религиозного поиска, богоискательства. Одна из ключевых фигур в сибирском панк-роке Черный Лукич, ныне принадлежащий к Православной Церкви, отмечает, говоря о своем раннем творчестве, что в нем было богоискательство, но оно было слепым. [7]. Известный представитель бардовского рока Александр Непомнящий так говорит о своей аудитории: «Они могут дойти до кирилловщины, до раскольниковщины, до верховенщины, до всех героев романов Достоевского, но главное – они открыты» [4]. Именно открытость позволит прийти им в Церковь, считает бард. Роман Неумоев, еще один представитель сибирского рока, лидер группы «Инструкция по выживанию» пишет: «Рок-музыка изначально религиозна. Это изначально, своеобразный уход из мира, исход из конформистского социума. И человек, имеющий отношение к рок-музыке, уже перестает быть обывателем. …Рок музыка хороша тем, что таким образом люди делают первый шаг (к вере – авт.)». Вместе с тем, он отмечает закономерность и естественность временного характера рок-музыки, теряющей свою значимость по мере воцерковления [5].

Итак, мы выяснили, что рок-субкультура находится на том жизненном этапе молодого человека, который предваряет его окончательный выбор. Отличительным ее достоинством является то, что молодые люди находящиеся внутри, не боятся ставить перед собой «сложные» проблемные вопросы соотношения свободы и ответственности, равенства и авторитета, любви и долга и искать ответы на них. К сожалению не всегда эти поиски завершаются успешно. При существующих условиях неконтролируемой свободы внутри рок-сообществ, возможен, как показывает история, негативный способ решения проблем – употребление наркотиков, в поисках расширения сознания, опыт «свободной любви», уход в секты, попытки суицида. Избежать этих и подобных проблем, мог бы помочь накопленный в их решении опыт Церкви. При этом важно понять, что молодежная проблематика в своей сути – духовная и существует она потому, что молодая душа, еще не свыкшаяся с обывательством, еще не ослепленная довольством ищет смысл своей жизни, ищет Бога, и мы просто обязаны ей в этом помочь. В свое время, на встрече с известными рок-музыкантами и миссионерами Православной Церкви, митр. Кирилл (Гундяев) сказал, что невозможно обратиться к аудитории рок-концерта с традиционной храмовой проповедью. «Нужно войти в эту среду и изнутри проповедовать, уметь дать слушателям правильный импульс. Обращаясь к музыкантам, он подчеркнул: «Если в вашем творчестве имплицитно, незримо будет присутствовать Бог, если ваши зрители будут знать о вашей вере, это будет иметь огромное миссионерское значение» [8]. Общение с неформальной средой не только возможно, но и необходимо. С доверием прислушиваясь к слову православных рок-музыкантов и к слову священников, всматриваясь в образ жизни православных людей не побоявшихся начать открытый диалог, молодые люди нередко начинают свой путь к Богу и Церкви.

Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.

2. Крейг О’Хара. Философия панка — больше чем шум // PunkZ.ru — границ в общении нет [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа:http://www.punkz.ru/modules.php?name=Files&d_op=get_file_details&files_id=. – Дата доступа: 08.03.2007

3. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). — М.: Высш. школа, 1999.

4. Непомнящий А. Гореть / Беседовал Дмитрий Малахов // Новый ковчег. – 2003. – №3-4. С.17-20

5. Неумоев Р. Рок-музыка – это слишком активная трата собственных сил / Беседовал Петр Каминский // Новый ковчег. – 2006. – №3. С.20-23

6. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.

7. Кузьмин В (Черный Лукич). Мы даже не осознавали, Кого мы искали / Беседовал Михаил Гришечко // Новый ковчег. – 2004. – №10-12. С.23-27

8. Ступников Д. Лазарева Суббота русского рока // Новый ковчег. – 2006. – №2. С.15-18

9. Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодежных субкультур. // Геннадий Шостак [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://www.shostak.iatp.by/doc/article/rok-kult.htm. — Дата доступа: 05.02.2007

Самойленко Владислав
студент 2-го курса МинДА

Источник