По тому, как люди относятся к своим святыням можно судить о их духовно-нравственном здоровье. У здорового человека святыня вызывает чувство благоговения и трепет, желание прославить Бога. Такие люди не боятся исповедовать Господа своего, ведут себя по отношению к святыне искренне и по-детски непосредственно.
К сожалению, посещение святынь зачастую воспринимается современными людьми, которые считают себя православными, в первую очередь как эффективное средство лечения заболеваний и избавления от несчастий и жизненных проблем.
Нельзя при скорбех надеяться отвратить их без молитвы и покаяния посредством каких-либо святынь, ища от них спасения, подобно тому, как язычники применяют талисман.
Так в одном семействе повторялись семейные несчастья. Супруги приехали в Оптину пустынь и обратились за помощью к своему земляку – иеромонаху Гавриилу. Тот вздумал было помочь их горю херувимским ладаном, но предварительно пошел за благословением к старцу Леониду.
«Неправ ты, – сказал ему старец, − поможет ли тут херувимский ладан? Где гнев Божий, там Господь не щадит и Своей святыни. Тут потребно искреннее раскаяние в грехах, за которые послан гнев Божий, и исправление».
И когда беды являются следствием греха, то единственным средством от них является покаяние и понесение произвольного наказания – епитимии.
Всякий православный христианин должен знать, что истинная церковная жизнь зиждется на самой главной святыне, великом даре Божием, на Жертве Христовой, Коей являются Его Тело и Кровь, преподаваемые верным на каждой Литургии.
Священное Писание является Божественным Откровением для всего человечества, раскрывающим ему тайны Промысла Божия о мире, тайны Царствия Божия.
К святыням можно отнести и имена Божии, наши святые молитвы, удивительные церковные песнопения, Божественные службы и церковные Таинства, мощи и раки святых, храмы и монастыри, писания святых Отцов. Эти духовные богатства только лишний раз доказывают непосредственное участие Промысла Божия в истории человечества, свидетельствуют о неизреченной любви Божией к людям.
Крест для христиан – это символ спасения, символ победы Господа Иисуса Христа, символ жертвы Христовой. Через почитание Креста христиане прославляют Бога и поклоняются Христу! Взирая на Крест христиане вспоминают Самого Иисуса и обращаются к Нему с молитвой.
Святая вода
Уже в естественном состоянии своем вода, как дар Божий, обладает многими целебными свойствами. Многие источники дают воды не простую, а насыщенную животворящей силой. А в воде, освященной тайнодействием церкви, открываются дивные свойства, которых не найдешь в водах обыкновенных. Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская святая вода или вода малого освящения. Первую следует пить только натощак. Она употребляется в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки) утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Также можно поступать и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Эта вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда, буквально, несколько капель этой святыни, влитые в рот безсознательному больному, приводили его в чувства и изменяли ход болезни. Целебные свойства Богоявленской воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.
Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно употреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве. Желательно перед едой, можно добавлять ее в питие.
Святой водой можно смазывать, смачивать больные места, кропиться самому и окроплять свои вещи, палату, больничную койку, пищу.
Елей
Освященный елей (освященное масло) много мощен. Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться и добавлять в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Им желательно только помазываться (чело – лоб, больные места – крестообразно). Причем, чем острее и выраженнее симптомы, тем обильнее и чаще нужно мазаться и кропиться святынями с верой и упованием на Бога. Можно пропитать елеем кусочек ткани и ваты и приложить к больному месту. Когда ткань испачкается, станет негодной к употреблению, ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.
Просфора
Святая просфора – это маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на Литургии в церкви. Просфоры имеют изображение креста, Божией Матери или святого. Дома просфору можно дробить и засушивать для последующего употребления во время болезни или поста. Употреблять после святой воды. В случаях, когда человек не подготовил себя к причащению, рекомендуется применять антидор – хлеб, освященный молитвами, часть той просфоры, из которой взята часть святаго агнца.
Для больных один раз в году, в субботу первой недели после Пасхи, специально освящается хлеб – артос. Придя в этот день в храм, попросив священнослужителей, можно получить артос домой. Его употребляют натощак, после святой воды во время болезни.
Икона
Святая икона. Икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. «Великая крепость и Божественная сила дается тем, – учит св. Иоанн Дамаскин, – кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых!».
Икона ни в коем случае не «канал» передачи «духовной энергии». Икона помогает верующим обратить внимание и слова к первообразу – к изображенному святому или Богу. Бог откликается и дает свою Благодать не иконе, а человеку.
Особенно скорую помощь получаем мы по молитвам пред чудотворными иконами, через которые и поныне обильно проистекают чудеса и исцеления. Болящим или их родственникам хорошо посещать те храмы и монастыри, где имеются таковые святыни, служить там молебны, присовокупляя и свои слезные молитвы, с верою, благоговением прикладываться к святым образам и по вере нашей Господь, если будет не это Его Святая воля, исполнит просимое.
Находясь во время болезни в постели, можно молиться перед домашними образами и получать чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на небе, а молитва – особенно.
Мощи
Святые мощи. Нетление тел святых угодников Божиих не может быть объяснено ни одной из естественных причин. Господь часто сохраняет тела праведников от истления не столько для них самих, достигших уже Небесного Отечества, сколько для нас, странствующих здесь на земле. Сверхъестественные средства, которыми Господь наделил мощи святых угодников Своих, обильны и сегодня еще продолжают источать чудеса исцеления. Порой достаточно лишь однажды благоговейно приложиться к святым мощам, чтобы получить облегчение в болезни или полное исцеление, особенно когда это делается по благословению старца или духовного лица. Некоторым же приходиться много трудиться, служить много молебнов у святых мощей, совершать много паломничеств. Это труд много полезен для нашего спасения, если совершается без ропота, со смирением и верою.
Часто не только мощи, но и частица одежды святых Божиих, принадлежащие им предметы, по милости Божией, обретают чудесные целительные свойства. Благодать Божия, которую праведники стяжали при жизни своей, освящает, по кончине их, и саму землю могил, которая приобретает целебноносную силу.
Церковь Христова есть сокровищница святынь Божиих, она сияет их небесной красотой. Счастлив тот человек, который получает от Бога доступ к ним.