Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником Богоявления Господня! В этот знаменательный для нас день, Господь явил Себя всему человечеству через Крещение от Иоанна в водах Иордана. Это чудное событие произошло на глазах у многих людей, которые были свидетелями того, как Дух Святой снизошел на главу Святителя со словами: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!” Это знамение явилось неким прообразом того, что каждый из тех, кто последует за Христом, тоже будет носителем этого спасительного знамения на себе.
Каким образом это происходит? Ведь это действительно чудо! Потому что, когда мы жили в некоем неведении, то мы в себе несли познание от Адама – это тяжкое греховное бремя. Вы, наверное, помните, что в Священном Писании есть такой момент, когда Каин убивает Авеля? Там прописано, что на челе Каина было знамение печати смерти. Печать момента, когда человек стал безнадежным. Уныние, отчаяние, полная неизвестность того, что ждет его за гробом. А в этот день Господь открывает нам глаза и предоставляет нам возможность поменять темную печать на светлую.
Мы несем в себе сейчас знак Сей Святой Троицы. Вся природа человеческого естества свидетельствует о Боге. Мы каждый свой поступок, каждую свою мысль, каждое свое переживание согласуем сейчас с Богом. Когда человек сумеет сообразовать свою человеческую волю с волей Божией, тогда приходит некий его внутренний покой. Он чувствует, что живет в гармонии с Богом. Это настолько явно, что даже глаза и слова свидетельствуют о том, что человек находиться в мирном устроении души, и что Бог живет в нем, и он живет в Боге. Он дышит Богом, и Бог дышит в нем. Он говорит слово Божие через Святого Духа, и Дух Святой действует в человеке Своей Божественной благодатью.
Вот где соработничество человека и Бога! Причем Господь открывает Себя во всей Своей силе. Если Господь при Своей жизни совершал чудные и славные дела, то и нам Он говорит, что мы совершим больше, чем Он. Мы сейчас являемся свидетелями не просто исторического события, которое происходило на реках Иордана, а мы сами в себе свидетельствуем о том, что Господь явился нам здесь. Поэтому Он и говорит, что “Царствие Небесное внутри вас есть!” Он пришел спасти род человеческий, открывая все тайны этой загробной жизни.
Эта тайна раскрывается, прежде всего, внутри нашей души. Вот где чудное и славное событие! Потому что человек открывает в себе глаза на таинственный мир. Раньше он видел только вещественное и материальное бытие и прославлял Бога. А сейчас он может видеть духовную природу своей души, может видеть своего Творца и все, что происходит вокруг него. Понимаете, в чем поменялся человек? Насколько он стал более совершенным, и ему теперь открывается дверь, через которую он открывает духовный мир. Только, к сожалению, не многие переходят эту дверь. Все мы вроде бы как и подошли к этой двери через Таинство Крещения, и знаем много, и понимаем много, но войти в область таинственного у нас порой не хватает смелости. Нам кажется, что это должно произойти неким чудным образом само по себе. Наша ошибка в том, что мы чрезмерно можем надеяться на волю Божию и на действие благодати Божией, но со своей стороны ничего не предпринимаем. Поэтому если мы хотим продолжить вот этот свой таинственный духовный путь, то мы должны осмелиться сделать решительный шаг вперед. Через Таинство Крещения мы к этому уже подошли, а теперь осталось опытно познать, что же такое духовная жизнь, где же Бог и как Он там в нашей душе действует.
Вспомните себя, как вам ранее представлялось, что Бог действует с небес. Вот мы, когда молимся, обращаем свой взор к небу. А когда мы пытаемся что-то выпросить, то мы обращаем свои взоры на иконы. Это хорошо. Но почему бы нам не искать ответы внутри себя, где Царство Небесное. Не нужно будет искать Бога в небе, а искать Его в своей душе и получить ответы на свои вопросы и просьбы. На вечные вопросы: «Кто мы? Ради чего мы живем? Где наше предназначение? Как угодить Богу, чтобы Господь явил Себя во всех наших жизненных проявлениях: и в мыслях, и в чувствах, и в делах?»
Вы знаете, что совершенно разные состояния души у человека, когда он просто переживает эту жизнь, понимая, что он умрет и это неизбежно. Совсем другое дело, когда он понимает в себе жизнь, чувствует ее в себе, чувствует, как в нем бьет вот этот ключ жизни, как он освящает его разум, его поступки, его переживания. Он растет уже и в своих собственных глазах, проникаясь уважением к себе и к подобным себе. Тогда человеку будет очень просто понять и полюбить, как сказано в заповеди Господней: “Возлюби ближнего своего, как самого cебя”. Но, не поняв, как оно полюбить самого себя, очень сложно понять, как полюбить окружающих себя людей. А чтобы начать уважать себя и полюбить себя, нужно понять, как там в нашей личности действует Господь. Это необходимо сделать не ради своей славы, а ради славы Божией. Нужно раскрыть Бога в самом себе.
Как это происходит? На самом деле все очень просто. Но когда я говорю просто, то это не означает, что у нас не будет никаких сложностей. Это просто по своему действию. А вот сложность заключается в том, что нам надо проявить некое терпение к самому себе. Это происходит, когда мы через Бога пытаемся приблизиться к человеку и пытаемся его понять, уважать его как личность, раскрываем для себя новый мир духовного бытия через молитву. Попробуйте обычную воду. Попытайтесь стать наблюдательным. Возьмите обычную воду, выпейте ее и почувствуйте ее вкусовые качества. А потом выпейте освященную воду и сравните с обычной водой ее вкусовые качества. Вы почувствуете разницу. А все дело в том, что мы просто не наблюдательны. Если мы будем вокруг себя все освящать, и наблюдать каким образом это происходит, то мы будем проникаться ко всему, что нас окружает глубоким уважением. И к воде, и к пище, и к людям, и к Богу.
Вот тогда человек раскроет себя в некоем своем представлении. Это будет не так, как нам кажется, по человеческим меркам. А Бог откроет Себя. Это уже будут некие другие краски и другая акварель жизни. Вспомните моменты, когда нам бывает плохо. Как все вокруг блекнет, темнеет. А когда мы в моменты осуждения начинаем делить все на черное и белое и становимся очень категоричными? Вспомните моменты, когда нам хорошо, и мы тогда начинаем замечать красоту окружающего мира. Понимаете, когда человек переживает какую-то трагедию, то он этой красоты не видит. А ведь именно в этот момент вокруг человека сказочная атмосфера, но он в своих переживаниях этого не видит, потому что замкнулся в самом себе.
Но, если человек раскрывается в Боге и смотрит на весь мир глазами Бога, то тогда начинает проявляться множество оттенков, и он начинает замечать все вокруг себя. Вот как это работает! Прежде всего мы начинаем замечать самого себя, и можем ответить себе на извечный вопрос: «Кто я? Для чего я живу?» Жизнь начинает наполняться неким смыслом и тогда хочется вот этим опытом своего внутреннего переживания поделиться с другими людьми. Вот как все работает! Мы уже не можем удержать в себе этот свет, и нам хочется поделиться этим с другими людьми. В этом и раскрывается Бог! Ведь это так просто! Но для этого необходима некая наблюдательность, некая решительность идти вперед. Мы должны не замыкаться в себе, а раскрывать изнутри себя весь этот окружающий мир. И все будет иначе!
Вот тогда Боговоплощение и Богоявление произойдет внутри самого человека. Мы будем смотреть на все эти двунадесятые праздники не как на исторические события. Вот пришли, отметили, помолились и забыли. Нет, тогда это будет касаться нашей человеческой природы, и мы переживем это внутри себя. Ведь внутри себя можно пережить и Воскресение, и Рождество Христово, и Богоявление. А можно просто понаблюдать со стороны, и через пару часов этот праздник для нас закончиться. Понимаете о чем я? Поэтому каждому из вас желаю пережить внутри себя праздник и почувствовать Богоявление в себе. Раскройте в себе Бога Отца, Бога Сына, и Бога Святаго Духа. В чем да поможет вам всем Господь. Аминь.