Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником святителя Николая Чудотворца. Мы все пришли отдать честь и славу святому, который является покровителем путешествующих, утешителем вдов и сирот, небожителем, святителем и Чудотворцем. Все эти слова справедливо относятся к этому, всеми любимому нашим христианским народом, угоднику Божию. Глядя на его жизнь, хочется задать себе и каждому вопрос, что же делает людей святыми? В нашем понимании это необычные люди. Нам представляется, что такие люди были буквально рождены святыми, и, так или иначе, они уже должны войти во славу Богу Чудотворцами или Святителями.
Но мы должны понимать, что он был таким же человеком как и мы. Только в отличии от нас он был непоколебимым приверженцем Бога в исполнении заповедей Христовых. Эта его принципиальность придерживаться святых заповедей сделала его угодником Божиим. Конечно, нужно отдать должное этому человеку, и святителю, и Чудотворцу, что он много потрудился не ради славы и не ради того, чтобы именоваться святым. Ведь никто из святых и помыслить себе не мог, что когда-то они войдут во славу Божию. Они могли думать о ком угодно в этой ипостаси, но только не о себе. Обычно эти люди говорили, что: «Все спасутся, а я погибну. Я один из малых, который хоть как-то потрудился во славу небесного Бога и Отца».
Эти люди никогда не признавали своего достоинства, несмотря на все их благодеяния. Вспомните апостола Павла, который был жестоким человеком и одним из меньших апостолов. Хотя мы знаем, что он потрудился больше всех и является ключником при входе в Царство Небесное. Посмотрите, какая поразительная особенность и отличие от обычного человека у этих святых. Они были очень скромного мнения о себе, несмотря на все свои труды. У них есть еще очень важная отличительная особенность – это их целеустремленность. Если они шли, то делали это до конца. Они никогда не останавливались на пути. Они шли любой ценой: ценой своего здоровья и даже ценой собственной жизни. Они не жалели себя на этом пути для того, чтобы хоть как-то приблизиться к Богу и Ему угодить. Все прочее они не сочли бы важным, потому что самым важным для них оставался Христос. Вся их жизнь была христоцентрична. А в этом слове выражается жизнь человека, которая во всем направлена только ради Христа. Они жили ради Христа, они жили во Христе, они делали все во славу Христа.
Что мы в своей жизни можем сделать подобное этим Божьим угодникам? В первую очередь – быть такими же скромными как они. Мы можем трудиться много или мало, но все это взвесит Господь. Если Он сочтет нужным, то удостоит нас великой чести пребывать с ним в Царстве Небесном. А если нет, то, возможно, Он простит нам наши грехи, а с прощением грехов удостоит нас, хотя бы отчасти, приблизиться к райским селениям. Я вспоминаю слова своего духовного отца, который говорил о том, как он видит вечную жизнь: “Я настолько недостойный человек, что если бы мне хотя бы где-то хоть с краешка и даже не в Царстве Небесном, а рядом с дверями стоять, то для меня это было бы уже великой честью”. А умер он, кстати, на Введение во храм Пресвятой Богородицы, как будто Матерь Божья ввела его в райские селения. Но сама скромность мыслей и скромность поведения говорила сама за себя.
Пришло время, когда мы, как христиане, должны доказать свою приверженность к Богу не на словах, а на делах. Вы скажете, что это возможно для кого угодно, но только не для меня. Так обычно говорят люди, которые ничего не делают и оправдывают себя в своем бездействии. А если человек хочет, то он много достигнет. Святитель Иоанн Златоуст конкретно говорил, что человек должен хотеть становиться могущественным. Конечно, не Всемогущим, как Бог, а могущественным. Если мы захотим изменить что-то в своей жизни, то мы должны придерживаться какой-то определенной цели. А маяком для нас является Христос и угодники Божии. Мы не всегда можем понять жизнь Христа, ввиду отдаленности его жизни.
Мы можем только отчасти судить через Евангельское благовестие, как Он жил, как Он поступал и как Он думал. А вот уже святые отцы, которые жили во Христе, открывают нам сущность христианства не просто словами, а своими поступками. Это мы видим и на примере святителя Николая Чудотворца. Он не был каким-то особенным учителем вселенским, но он совершал такие поступки, которые не каждый смог бы совершить. Но в принципе, каждый хотя бы отчасти мог бы к этому приблизиться. Вспомните, как он отдал свое имение трем девам, отец которых, будучи в крайнем положении, хотел отдать их на распутие блуда. Святитель позаботился о них, отдав свое имение. Этим поступком он спас души отроковиц. Посмотрите, насколько благородный и достойный поступок. Причем совершил он его без всяких слов. Он просто пришел ночью – отдал, и ушел. Он скрыл это глаз людей и от славы человеческой. Вот где пример для подражания! Это было не единственным поступком. Их было великое множество.
Он ради справедливости принимал самые крайние меры в заступничестве за благочестие исповедания веры и однажды ударил еретика Ария. Казалось бы, подумать только! Ведь в нашем представлении этот поступок не соответствует образу святого человека. Этот жест, наверное, не вместился бы ни в какое христианское сознание. Он же поступил так ради справедливости, потому что по-другому из ревности по Богу поступить не мог. Если наша ревность и благочестие, побуждает нас на какие-то действия, которые мы не поможем даже понять, а наша христианская совесть толкает на это, то это прекрасно! Есть огромное множество примеров подобных поступков святых угодников. Но принципиальная линия, которой они придерживались по жизни, была связана с Христом. Если мы свою жизнь будем устраивать подобным образом, то мы сможем, хотя бы чуточку, приблизиться к пониманию святости этих людей и понять сущность христианства.
Сейчас сущности христианства мы не понимаем. А если и понимаем, то поверхностно. Жизнь наша поверхностна. Мы вроде как и “услышали звон, да не знаем, где он”. Мы услышали о Христе и Его жизни, и нас тронула Его жертва ради спасения рода человеческого. Мы даже шаг сделали и переступили порог Храма через Таинство Крещения. Мы может быть даже сделали еще один шаг и принесли покаяние, и продолжаем придерживаться обрядов и традиций христианства, но на этом все и остановилось. А наша святость и стремление к чему-то необычному приостановилась. Самой сути христианства мы так и не поняли. Мы не поняли той же самой любви и умения жить во Христе, как это делали святые отцы.
Отличительной особенностью православного христианина является рассуждение. Если этой добродетели нет, то мы, к сожалению, далеки от сути. Мы можем много читать и долго об этом говорить, но, ничего не делая, мы никуда не продвинемся. Поэтому если мы хотим что-то изменить в своей жизни, то это нужно делать прямо сейчас. А что мы можем сделать прямо сейчас? Поймите, что этот духовный процесс обновления человека, который происходит независимо от нашего сознания, он, конечно, оказывает влияние на нас, но, он не настолько действенный.
Есть благодать действующая, которая творится без участия человека. Но есть и другая – действуемая, которая обновляет человека при участии сознания самого человека. То есть сейчас мы, стоя в храме, можем наслаждаться этим духовным процессом. Вы не пробовали наслаждаться молитвой, не обращая внимания на то, что происходит вокруг? Например, где-то что-то упало, или что иное произошло, и мы сразу начинаем на это переключаться. А это говорит о том, что мы рассеянны и не сосредоточены на главном, а потому и не наслаждаемся духовным процессом молитвы. А чтобы насладиться, нужно, допустим, сделать земной поклон, прочувствовать каждое слово, проникнуться в глубину вот этого молитвенного состояния святых людей. Это услаждение, это духовное наслаждение, которым мы себя обогащаем. Чем больше мы здесь стоим, тем больше мы себя насыщаем. Нам не важно, сколько времени прошло: час, два или больше. Многие люди, которые стремятся как-то угодить Богу, уже здесь уходят за пределы расчета времени. И для них неважно уже ни пространство, ни время.
Могу привести пример старца Ефрема Ватопедского со Святой горы, который говорил с одним из своих чад и давал ему такие советы. Он говорил, что если вы чувствуете себя неловко где-то в толпе молящегося народа, то это говорит о том, что вы немощны душой. Я тоже сразу подумал о том, что: “ А в чем же здесь болезнь? Когда тебя теснят справа и слева, когда тебя толкают, тебе жарко и душно, ты потеешь, и у тебя еще оказывается и немощь души?” Но ведь когда мы вне молитвенного процесса, тогда мы обращаем внимание на все, что происходит вокруг нас. А сам молитвенный процесс и его сладость проходит мимо. Благодать, конечно, будет действовать, но она будет не настолько эффективна, если все будет происходить без участия человека.
Вот на что нам необходимо обратить внимание! Все вот эти духовные процессы и другие процессы, какие бы они ни были, и какого бы аспекта жизни не касались – будь это духовная составляющая, или душевная, или эмоциональная, либо это будет какой-то наш мыслительный процесс – это все должно войти в некую глубину, которой мы должны проникнуться. Нужно мыслить с услаждением о Боге, или о ком-то другом. Тогда мы разовьем в себе способность не только концентрировать внимание на какой-то детали, а проникаться в нее.
Это может быть любой предмет, важный именно в этот момент, это может быть даже вода, которую мы пьем. Ведь мы можем выпить ее залпом, а можем выпить ее с услаждением, благодаря Бога. Даже такая, казалось бы, мелочь, может доставить самое настоящее удовольствие. Мы и пищу можем потреблять тоже с услаждением. Не для того, чтобы угодить животу и нашим каким-то низменным страстям, а для того, чтобы понять, что вот этот процесс насыщения тоже одухотворен, потому что Бог во всем. Вы помолились и благодатью Божией пища была освящена. В это время уже происходит не только освящение тела, но и освящение души.
Вы понимаете, сколько моментов просто ускользает от нашего взгляда? А все потому, что мы не сознательны. В повседневной жизни много таких моментов, которые нас касаются просто поверхностно. Поэтому, если мы хотим, чтобы наша жизнь была такой же насыщенной, яркой, благочестивой и плодородной как у святых отцов, то мы должны начинать с того, чтобы вот эти все моменты и аспекты духовных процессов касались всего. Не считайте это незначительным. Нам кажется, и мы даже уверены, что это неважно и об этом никто и не говорил. А что нужно, чтобы об этом обязательно кто-то говорил? Нам что нужен «пинок», чтобы мы двигались? Разве мы сами не можем принять для себя решение, как нам это все принять, глубоко или поверхностно? Вы, конечно, можете сейчас развернуться и уйти из храма, и как будто ничего и не было, как будто бы и не молились, и не причащались. А можете подойти ко всему осознанно. Ведь вы несете в себе сейчас часть Христа. Вы только задумайтесь! Вы христоносцы, вы уже сейчас святые! Если взять каждого из нас, то мы уже на данный момент святы. Осталось только сохранить и удержать в себе эту благодать. А благодать настолько огромна и проникновенна, что если бы она задержалась в нашей жизни, то уже только одного Причастия хватило бы на всю последующую жизнь, чтобы мы были освящены и могли всегда предстоять перед Богом и нести Его в себе без остатка.
Но, к сожалению, мы поступаем несознательно, используя свои вредные привычки, и тем самым отстраняем себя от важных размышлений о Боге и о многих важных вещах. Поэтому я настаиваю на том, чтобы каждый из нас хотя бы попытался это сделать в той мере, в которой может. Я уверен, что наша жизнь может измениться прямо сейчас, чего каждому из вас и желаю. Аминь.