Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня и началом Петропавловского поста.
Господь учит нас, чтобы мы Его любили больше всего на свете. Больше, чем своих ближних, родителей, детей, любимых людей, больше, чем вещи и всего прочего. Если мы любим не Его, а кого-то другого, Господь говорит, что мы не достойны Его (Мф. 10:37) и «Многие первые станут последними, и последние станут первыми» (Мф. 19:30). Здесь премудрость Божия, которую мы должны с вами вместить, при всём том, что кажется невместимым.
Как можно любить Бога больше, чем своего ребёнка? Если в естестве нашем заложено любить людей, и наша любовь проявляется во всём, мы даже готовы умереть за тех, кого мы любим. И тут Господь говорит, чтобы мы любили больше Его, чем своих детей. Здесь, как я сказал, премудрость Божия. Бог всему даёт жизнь и жизнь даёт вечную, не временную. Если мы даём детям жизнь, обеспечиваем их быт, даём образование, хорошее воспитание – всё это временное, которое приходит и уходит, и порой уходит бесследно.
Даже разум, который мы пытаемся возвеличить во все времена, называем человека венцом природы, самым умным существом на земле. А вы посмотрите на это умное существо: уже к старости – не такое оно и умное, правильно? Не настолько оно выдающееся. Всё, ум уже не такой гибкий как раньше, мозг наш изнашивается, и в конце многие из нас впадают в маразм. Время – есть и нет, было и истощается. И плоть наша, какая бы она ни была красивая, как бы мы её не проявляли в скульптурах, в стихах, в рассказах, в повествованиях – приходит время, она ветшает и становится из красивого – некрасивым, из божественно величественного становится немощным и убогим. Это временно, Господь же нам предлагает вечное.
Он вдохнул нам вечную жизнь, для нас Он – всё. И без Него того, что нам дорого, тоже бы не было. И то, что мы сегодня называем счастьем, оно было дано самим Богом. И если мы в ряду всех, кого мы любим поставим Бога на последнее место – значит, мы обманываем самих себя, мы обижаем этим Самого Бога. Он, дающий нам всё, остаётся вне нашей благодарности. Мы не любим Его, потому что так и не поняли, кто же Он для нас есть.
Пост, установленный Церковью, преследует одну единственную цель, чтобы мы стали легче, чтобы воскрылились своей душой, чтобы мы стали ближе к Богу и поняли, Кто же Он для нас, научились Его любить более всего прочего: наших близких, вещей, пищи и красивой одежды.
Петропавловский пост, установлен издревле, это не придуманная новинка, которую Церковь Православная в лице пастырей пытается навязать человеку. Ещё в первых веках христианства был установлен пост, а свою окончательную форму он принял при равноапостольном царе Константине. В те далёкие времена, третий-четвёртый века, Петропавловский пост имел место.
Этот пост – не строгий. Мы воздерживаемся от мяса и от молочной пищи, в остальном можем себе допускать в питании рыбу, за исключением среды и пятницы. В монастырях более строгий пост, мы постимся понедельник, среду и пятницу.
Этот пост ещё лет сто назад очень тяжело переносился, потому что не было такого множества продуктов питания. Петропавловский пост называли «голодным постом», потому что ещё ничего не созрело и кушать особо было нечего на Руси. А сейчас у нас огромное изобилие продуктов. Со всего мира нам продукты везут, чуть не с Африки. Даже картошку с Африки нам везут, чтобы круглый год мы видели и молодую картошку, и фрукты, и любые овощи.
Поэтому постараемся, дорогие, достойно пройти этот пост Петропавловский, чтобы мы очистили свою душу и сделали удобной для восприятия Бога. Это самая важная цель. Ни диета, ни похудение, ни ещё какие-то цели наши корыстные. Мы должны познать Бога. Если мы не приблизимся к Богу, значит пост прошёл мимо нас, значит мы не поняли основную для себя цель, для чего же мы всё-таки постимся. Аминь.