Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами слушали Евангельское событие, связанное с жизнью Иисуса Христа, Которого окружали народ, ну и, как правило, фарисеи, саддукеи, книжники. Когда Господь силой Божией исцелил расслабленного, то фарисеи помыслили о том, как может обычный человек прощать грехи, поскольку Господь сказал расслабленному: «Отпущаются тебе, чадо, грехи твои» (Марк. 2:5).
Вообще, очень часто Евангельские сюжеты связаны с присутствием книжников и фарисеев, и я хочу обратить ваше внимание, что Господь никого не осуждал и Своим примером показал, как правильно относиться к людям, которые болеют грехом. Вспомните, когда осуждали блудницу: фарисеи привели ее, чтобы Господь осудил ее, но Господь сказал: «Я не берусь судить ее и, если кто из вас без греха, то первым бросьте в нее камень» (Ин. 8; 1-11). И таковых не нашлось.
Были многие случаи, когда фарисеи пытались подтолкнуть на грех Спасителя. Я вот смотрю на это и думаю, что я бы тоже не взялся осуждать этих несчастных людей. Хотя в нашем обыкновении, когда мы говорим о фарисеях, то мы сразу как бы отделяем их от себя – это же фарисеи, это плохо, я не такой. И можем не замечать, как мы сами становимся причастны этой греховной болезни, духовной прелести. Мы можем всячески уверять себя и других людей в том, что мы не причастны фарисеям, но по сути своей, это были обычные ученые мужи, которые искренне заблуждались, которые не поняли Дух Божий, не поняли в чем Закон Божий и как он должен проявляться в жизни человека.
Да, они соблюдали какие-то местные обряды, но они искренне их соблюдали, и в них мы можем узнать самих себя сейчас. Кто у нас читать считать не умеет? Все умеют, все образованные, читают умные книги. Чем мы отличаемся от них? Спроси любого из нас, мы и Закон Божий знаем, и десять заповедей, и две важные новые заповеди, данные нам через Иисуса Христа о любви к Богу и ближнему. Но, если посмотреть на нас со стороны, чем мы отличаемся от фарисеев? Мы такие же, как и они, и нам тоже можно посочувствовать, потому что грех иногда приобретает такую форму, что сразу его не узнать. Живет в человеке гордость, а он и не предполагает, что она там свила гнездышко из самолюбия, тщеславия, самодовольства и т.д. А мы этого не замечаем и лишь отмахиваемся: «Все мы люди».
В святоотеческом писании есть такой термин, как «лукавая совесть». Мы все знаем, что совесть - это голос Божий, который побуждает нас к добру и, если мы что-то делаем не так, пытается нас остановить. Но, оказывается, есть еще и лукавая совесть, которая говорит о человеческой природе. И вообще, говоря о человеческой природе, мы должны понимать, что она греховна, что она повреждена. Мы порою стоим горой за человеческую справедливость, но вы должны понять, что как только приписывается какому-то добру человеческое: человеческое добро, человеческая нравственность, человеческая справедливость, человеческое достоинство, - то знайте, что это связано с грехом, и не может быть там доброго начала и ни к чему хорошему это не приведет. Каждый со мной согласится, что как только мы начинаем из доброго чувства справедливости человеческой рассуждать, то мы уже переступаем грань из рассуждения в осуждение. Чем мы отличаемся от фарисеев? Ничем.
Нельзя сказать, что человек делает это специально. Рассуждение, осуждение и падение для него - норма жизни. Этот духовный механизм так часто повторяется, он выработался настолько, что мы не видим его. И о нас можно сказать справедливо, что мы искренне заблуждаемся в этом. Мы себя-то не осуждаем, мы пытаемся себя изменить. Так вот, мы по примеру Спасителя должны также как Он поступать, не осуждая никого. Людей, которые осуждали, Господь называл ехиднами, порождениями ехидниными, так как это двуличные люди, но Он разделял грех и человека. И мы тоже с вами должны разделять человека, ибо он немощный, греховный, его искренне жалко и грех, который мы должны никак не воспринимать и ненавидеть. Грех осуждать, а не человека. Нельзя эти два понятия смешивать в одно целое.
Наша ошибка в том, что, увидев человека, мы сразу думаем о нем плохо, не о грехе думаем плохо, а в целом о человеке. Мы считаем, что это справедливо, что это объективная оценка о человеке, и даже совесть наша лукавая подсказывает, что надо человека заслуженно наказать, ведь он же этого заслуживает, он плохой человек. Поэтому Святые Отцы учат нас, что мы эти два понятия должны разделять между собой и никогда не браться за грех осуждения, потому что, осудив человека, мы себя тотчас же отвергаем от Бога, Божья Благодать покидает и, если мы замедлили, мы повторяем тот же грех через некоторое время. А бывает даже и хуже: осудил человека в малом, а через недельку-другую сам упал в грязь лицом. А тут, оказывается, и сочувствующие есть, которые проникнутся глубиной нашей болезни. Вот также и Господь хочет, чтобы мы с вами относились к тем, кто болен подобно нам. Пусть Господь убережет нас от этой болезни и на Своем примере силой святой благодати поможет нам справиться с духовными болезнями. Аминь!