Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос воскресе!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня, а также с памятью Апостола Иакова Зеведеева. Мы с вами сегодня были слушателями, надеюсь, внимательными, Священного Писания, истории евангельской о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил слепого, рожденного в слепоте.
Эта история удивительна тем, что это случилось над человеком, исцеление которого было невозможно. И действительно, как свидетельствует Священное Писание, не было в истории случая, чтобы рождённый слепым прозрел. Бывают разного рода глазные болезни.
Медицина и искусство врачевства помогают, способствуют врачеванию в меньшей или большей степени. Но никогда не было такого, чтобы человек, с детства родившись слепым, который долгое время сидел у входа в храм и просил милостыни, был исцелен, да еще и столь чудесным образом. Люди уже привыкли к нему, сидящему и просящему милостыни. И тут вдруг Господь в день субботний слепил кусочек грязи, помазал глаза больному, и тот прозрел, омывшись в Силоамской купели.
Но эта история не закончилась тем, что он исцелился. Как всегда фарисеи стали возмущаться. Удивительно, что даже фарисеи, многие из них признали, что не подвластны такие чудеса простому человеку. И они поделились на две партии. Одни говорили, что не может обычный человек творить такие чудеса (Ин. 9:16, 24), а другие говорили, что Он грешник, что творит эти чудеса силой князя веельзевула, сына князя бесовского. А многие из простых людей, прозрённые духом и телом, из числа которых и был слепец, признали в Нём Сына Божьего. И когда вопросили его: «Кто тебя исцелил, как ты назовёшь этого Человека?», он отвечал, что это пророк Божий (Ин. 9:17), потому что ещё не знал Его. А когда Господь у него спросил, верует ли он в Иисуса, то тот ответил, что верует и признает в Нём Христа.
Эта история очень поучительна для нас, и всякий раз, когда мы её вспоминаем, говорим о наших немощах, о нашей духовной слепоте. И она действительно имеет место в нашей жизни – духовная слепота.
Мы видим, и многие из нас прозревшие. Надо это признать. Как только мы переступили порог храма, приняли Святое Крещение – всё, духовная слепота от нас отошла, мы стали с вами людьми нового века, стали людьми Божьими, чадами света. И в свете Божьем нам открываются тайны этого мира. Здесь на земле, и в будущей жизни мы познаём Бога. Чем мы ближе к этому свету, тем больше открывает нам Господь и открывает такие вещи, которые недосягаемы для людей, например, учёных, которые всю свою жизнь посвятили познанию каких-то естественных наук. Наши знания – выше, потому что знания наши из духовной области и, порой, не от мира сего. Наряду с тайнами вечной жизни, Господь открывает нам и тайны земного бытия.
Вы знаете, очень много таких святых, которые были прозорливыми, в народе их называют ясновидящими. Само слово, да? Ясно видел, не просто, то, что его окружало и то, что можно потрогать. А он ясно видел будущее, он прозревал внутреннее человека и, порой, даже движения сердца. Не успел человек помыслить плохо, а он это уже замечал. Или, наоборот, он видел красоту души, которую сам человек даже не замечал в себе на протяжении многих лет жизни. Они подталкивали людей к духовной жизни, направляли её так, чтобы избежать подводных камней в течение этого земного бытия, чтобы, соприкоснувшись с Богом, мы увидели всю красоту: и Божию, и этого мира. Удивительно, что многие из святых отцов говорят, что если мы видим богозданную красоту, значит, мы уже не видим Бога. Хотя многое из того, что мы видим, свидетельствует о том, что это сотворил Бог. У святых была такая острота зрения, что они прозревали сквозь земное бытие Бога. И увидев, и познав красоту Божию, их уже не интересовала красота земного бытия.
Я могу согласиться, что это особенное состояние души, когда нас не радует красота сего мира, когда только один Бог может радовать сердце человека и наполнять его жизнь. Более того, как только мы прозреваем и смотрим на этот мир глазами Божьими, то все ценности меняются местами. Мы любим, допустим, вкусно покушать – это естественно, согласны? Нам хочется удовлетворить свою плоть, потому что мы плотяны, потому что у нас есть природа человеческая, которая хочет кушать и порой хочет кушать много и вкусно.
А у этих людей меняются ценности, они воздерживаются для того, чтобы оставить место Святому Духу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды интересно отметил, что он меньше кушает для того, чтобы во время молитвы в него вместился больше Дух Святой. Казалось бы, какое имеет отношение Дух Святой к нашей плоти? Если Он наполняет наше существо, то наполняется не только плоть, но и душа, и дух. Мы уже становимся боготворёнными, сам Бог в нас что-то творит необычное. Но тем не менее вот эта связь, плотная: тела, души и духа. Получается, наполняется всё Святым Духом.
Мы принимаем Тело и Кровь Христову. Тоже, какое великое чудо! Всё, мы становимся уже другими. Мы причастились Тайн Христовых – в наших жилах течёт Кровь Христа. Только подумайте: в жилах течёт Кровь Христова! Мы восприняли Плоть, которую дала Христу Божия Матерь. Мы говорим о чистоте. Многие люди женского пола стремятся красиво выглядеть, чтобы у них было чистое лицо, чистые руки, чтобы не было никаких изъянов. Не дай Бог, морщинка появилась – они начинают замазывать кремами. А вы подумайте только, мы воспринимает пречистую плоть и кровь Царя Небесного. Разве это не чудо?
Это заставляет многих из нас стремиться больше к Богу, причащаться чаще Святых Таинств Христовых. Потому что мы уже с вами особенные. И эту особенность было бы хорошо выделить от всего прочего. Не надо нам отождествляться с этим миром! Он живёт своими законами. И, к сожалению, эти законы порой ведут к деградации духовной. Потому что плоть ищет удовлетворения плоти. Но мы с вами люди Духа и ищем удовлетворения своему духу. Если вдруг у нас что-то родилось светлое, доброе, и ещё у нас не погасло желание жить в Боге, то тогда мы должны сделать хотя бы малое усилие, чтобы идти по тому пути духовного просвещения, который нам указал Господь. И те, кто идёт, обязательно находят в себе и силы, и мужество, и решительность, а вместе с этим Господь наделяет его Своими Дарами Святого Духа. Вот тогда можно сказать, что, прозрев, мы пошли за Христом. Вы зрячие все, прозревшие. Осталось только ножками двигаться ко Христу.
Я каждому из вас желаю, чтобы сегодняшний день послужил нам указанием по пути к вечной жизни, чтобы мы нашли в себе твёрдую решительность идти по нему. Аминь.
Христос Воскресе!