Вы здесь

Что такое пост и в чем состоит его суть? Какие ошибки мы допускаем, проходя поприще поста?

четверг, февраля 23, 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры, настало время покаяния. Очень часто Великий пост отождествляют с духовной весной, поскольку приходит время духовного цветения души человека посредством поста и молитвы. Каждому из нас приходится сделать выбор, как и всегда между добром и злом, между духовным цветением и духовным растлением, между путем духовного просвещения и путем духовного помрачения.

Великий пост, по усмотрению Матери нашей Церкви, способствует человеку в том, чтобы душа духовно просвещалась, духовно зацветала и шла по тому пути, который помог бы человеку стать самим собой. Надо сказать, что не всегда пост у нас проходит должным образом, часто мы просто соблюдаем диету, не заботясь о духовной стороне поста. Так и случается, что пост проходит, а радости человек так и не испытывает, отсутствует эта радость цветения.

Не случайно это время Святые Отцы отождествляют именно с духовной весной. Всегда радостно и благостно наблюдать, когда земля оживает, когда деревья зацветают, почва дает растения, которые они сочны в своих красках, в своем цвете, и это вызывает доброе чувство жизни. Так и духовный пост, должен вызвать чувство жизни, желание жить в Боге, радоваться, исполнять Его святые заповеди, получить, наконец, свободу духа от раболепства нашей плоти. Пост - единственное средство, которое этому способствует. Мы, наверняка, уже и сами замечали, что пост для многих часто бывает односторонним: если человек молится и не постится, чего-то ему не хватает или наоборот постится, но не молится, опять же чего-то не хватает. Пост и молитва они как два весла лодки, если они синхронно двигаются, то целенаправленно движется вперед и лодка. Если исключить одно, то от движения одним веслом, лодка будет крутиться на месте. Так и мы тоже должны взять себе за правило, хотя бы в Великий пост понудить себя воздержанию и в физическом, плотском смысле, и в духовном смысле к воздержанию от страстей. В физическом смысле мы понимаем, что надо воздерживаться от пищи, ограничить себя хотя бы в малом, а в духовном смысле понимается воздержание от всех привязанностей, даже как нам кажется иногда от самых безобидных, но нужно понудить себя хотя бы ограничиться.

Пристрастий в нашем мире очень много, куда глазом не кинь - везде какая-то привязанность. Бывает, по телевизору показывают кино-сериалы, которые настолько затягивают по своему содержанию, что так и хочется досмотреть до конца, а там серий 120. Человек сидит в посту и не может оторваться, ему интересно чем же это закончится? Или с играми компьютерными: 2 уровня прошел, а хочется пройти 5, или в отношении какой-то страстной литературы, которую мы с животрепещущим чувством читаем. Все это отвлекает человека от самого главного - от вечности, от жизни в Духе, от свободы, которую Господь нам предлагает. Истинная свобода обретается только в том случае, если мы не только на теле своем не раболепствуем грехом, но даже в мыслях и желаниях. То есть, страсть, если она понуждает нас, она начинается с прелога мысленного. Поэтому, если мы в этом себя воздержим, то и в поступках наших мы будем от этого свободны. Аминь!