Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры с праздником воскресного дня. Сегодня во время службы мы слышали Евангельское повествование о Страшном Суде.
Господь милосердный, но в то же самое время и справедливый будет судить этот мир. Все мы хорошо знаем из Евангелия, что суд этот будет праведным. Он не спросит у нас, какие великие подвиги мы с вами несли. Он не будет уточнять, сколько мы сделали с вами поклонов, как часто мы ходили в храм. Он не будет у нас выяснять, как часто мы совершали молитвенное правило утром и вечером. Он спросит у нас только об одном: как мы отнеслись к своим ближним.
Смысл в том, что всё, что мы с вами делаем сейчас: на службе отстояли три часа не ради того, что нам на Страшном Суде зачтётся. «Мы стояли три часа, Господи, помоги мне войти в Царствие Небесное». А Он скажет: «Я вас не знаю, потому что вы не были милосердны». То есть всё, что мы с вами делаем по форме, это только ради той любви, которую мы в себе воспитываем, то милосердие, которое мы должны проявить к своим ближним. «Без милости, – Священное Писание говорит, – милости не будет» (Иак. 2:13). Не оказали милость, не проявили милосердие, не показали свою любовь, значит, Господь отплатит нам той же монетой. Это очень важный момент.
Вот это пограничное состояние человека между земным бытием и небесным – это Страшный Суд. Всё, что мы делаем – ради этого мгновения, чтобы определить нашу участь в вечности. На этот суд уйдёт несколько минут. По учению святых отцов, это произойдёт очень быстро. Там не будет такого суда в нашем человеческом понимании, как это происходит при наших гражданских условиях: тебя будут судить, за и против, там будут голосовать, вызовут присяжных и т. д. А будет человеческая совесть обличать самого себя. Господь отделит овец от козлищ. Это произойдёт очень быстро.
Вот ради этого мы должны с вами потрудиться. И в этом же ничего такого сложного нет. К чему мы в этой жизни должны отнестись серьёзно? К делу своего спасения, всё, что касается вечности. Как мы должны относится ко всем прочим делам? Более легкомысленно, грубо говоря. Не настолько серьёзно, как нам это всё время представляется. Если человек слишком серьёзно подходит к своим делам: переживает, отдаёт всё своё время, значит ему пора на покой, ему надо просто отдохнуть. То, что касается дела спасения – тут всё очень серьёзно. Люди должны увидеть серьёзность наших намерений: показать любовь, там, где надо и помолиться, и потрудиться, и на службу прийти. Это совсем не исключает этих важных моментов, оно воспитывает человека, оно помогает возрасти нам в любви. Без этого всего сложно будет полюбить. Вот почему мы здесь.
Но если, находясь здесь, мы не любим, значит мы несерьёзно подходим к делу своего спасения. Значит, у нас как раз-таки в этом легкомысленность. «Ах, как-нибудь, Господь милосердный, простит». Он, может, и простит, а, может, и нет. А то, что касается земных дел, посмотрите, как мы к этому очень серьёзно относимся. Зарабатываем деньги, строим дома, переживаем за это и, порой, даже ночами не спим, и здоровье своё ложем на канун этого дела, хотя по сути своей, этого не стоит делать.
У нас православный христианин часто облекается в интересный образ. Нам всё время представляется: если христианин, то должен такой быть серьёзный, потупив взор свой к земле, не обращать свой взор ни на кого, молитва, труд. Вот эта игра в театре христианской арены, Богом не оценится. Наоборот, будьте жизнерадостны, будьте как дети, лёгкими.
Когда мы в Африке были, в Кении, меня удивило в народе его простота и детскость. Вышли со службы и танцуют. Вот нашего христианина даже представить сложно, как он выйдет и будет танцевать после службы. Скажут: «Ну, что-то, наверное, случилось с человеком, наверное, в духовной прелести». Понимаете? Высказать свой восторг души мы стесняемся. И, я говорю, надеваем на себя маски серьёзности такой: христианин – это такой серьёзный человек.
Вот серьёзными мы должны быть, когда остаёмся наедине в молитве с Богом, вот покажите серьёзность своих отношений. Станьте на колени, чтобы никто вас не видел, поплачьте, чтобы никто вас не видел, помолитесь дольше обычного, чтобы никто не видел – вот эта серьёзность будет к месту, и Господь её оценит. А вот когда мы, я говорю, надеваем на себя костюм внешнего благочестия, и, кажется, всё идеально, да? Низкий поклон, опущенная голова, истово наложенное на себя крестное знамение – всё это форма и на Страшном Суде, поверьте мне, не будет иметь никакого значения.
Поэтому я вас очень прошу быть рассудительными. Там, где действительно нужна серьёзность отношений, то, что касается вечности – не жалейте ни времени, ни сил. И даром это не пройдёт, и решит вашу судьбу в вечности. Но что касается вот этого земного бытия, этих всех благ, этого мусора, который сегодня есть, а завтра нету, сегодня имеет форму и благолепие, а завтра оно сгниёт и превратится в пыль земную. Ну какой смысл этому уделять так много времени? Давайте об этом задумаемся и сделаем для себя важные выводы в жизни, как мы всё-таки должны жить. И если вас не затруднит, то выйдя из храма, просто улыбнитесь своим близким, обнимите, порадуйте их восторгом своей души, который вы получаете за богослужением. Снимайте эти маски своего внешнего благочестия, и тогда Господь будет к нам милосердным и любить будет как детей. Аминь.