Вы здесь

Чтобы полюбить человека, необходимо смотреть на него в совокупности (Проповедь 20.09.2020)

пятница, сентября 25, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В наше время одна из самых актуальных тем, о которых мы можем и должны говорить, это любовь. Сегодня Господь обращается ко всем Его последователям: «Заповедь новую даю вам да любите друг друга!» (Ин. 13:34). Всем сердцем, всем помышлением, всею крепостию своею любите Бога и ближнего как самого себя (Ср. Мф. 22:37). В этом суть и Ветхого и Нового Завета. А главным содержанием всей нашей христианской жизни является любовь. Это касается не только христиан, но и людей любых конфессий, любых убеждений и любых принципов, даже атеистических.

Любовь во все времена превозносилась в обществе. Она воспевается в песнях, о ней слагают стихи, пишут романы и т.д. Но тот мир, который окружает нас сегодня, по-другому воспринимает любовь. В понимании мира любовь – это чувство, это какое-то глубокое эмоциональное переживание, которое может быть ярким, но через некоторое время угасает и приходит в состояние пассивного режима. Это мы видим повсеместно. Взрослые люди могут поделиться  опытом, что в молодости они любили, были любимы, но, спустя некоторое время, эта любовь угасает. Угасает любовь не только к противоположному полу, но даже бывает к своим родителям и детям. Почему это происходит? Потому что та любовь, которую пропагандирует мир, всего лишь эмоция.

Мы должны понимать, что любовь в таком понимании неустойчива, поскольку все зависит от наших внутренних переживаний. Если мы думаем о человеке хорошо, то у нас развивается положительное чувство. А если вдруг о человеке сказали плохо, тут же возникает чувство не любви, а даже порой и ненависти. Можете даже поэкспериментировать. Допустим, я дам характеристику какого-то человека нескольким, рядом стоящим людям: « Замечательный человек. Ее можно уважать за все, что в ней есть. За ее мысли, ее взгляд, ее красоту. Этот человек – сама любовь! » Все посмотрят и подумают, что это, действительно, хороший человек. Но спустя некоторое время кто-то скажет: « Да, я ее знаю! Она не очень хороший человек. Здесь она одна, а дома она совершенно другая!» И те же самые люди подумают, что она, действительно, не очень хороший человек. И от этих разных факторов зависит наше отношение к человеку. Мы можем человека эмоционально любить, а можем так же эмоционально ненавидеть.

То состояние души, которое проповедует христианство – это не чувство. Это состояние души человека. Конечно, на начальных порах это может быть и чувством. Но, когда мы думаем о Боге, глубоко о Нем переживаем и работаем над собою, чтобы это чувство как можно чаще повторялось. И за счет частоты повторений чувство рождается в состояние. И тогда мы можем сказать, что это христианская любовь. А уже такая любовь не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не думает о человеке плохо. Вот настоящая любовь! И она переходит из состояния глубокого переживания, в состояние блаженства. То есть, любить Бога и ближнего как самого себя – очень прекрасное чувство! И от этих чувств и глубоких переживаний зависит наше счастье на земле. Чем больше мы любим, чем глубже мы переживаем свою жизнь и жизнь других людей, тем ближе мы становимся к Богу и становимся счастливее.

А сейчас скажите, вы все хотите быть счастливыми? А все очень просто. Для того, чтобы быть счастливыми, нужно как можно чаще и больше переживать состояние вот этой любви к человеку. Как это происходит в наше время конкретно? Мы видим разных людей, с разными свойствами характера, с разными принципами и убеждениями. Но прежде всего, мы должны понять одну странную, но в тоже время простую вещь: человек бывает разным, и хорошим, и плохим одновременно. Сейчас он хорош и стоит на амвоне, но потом, перейдя за порог храма, может показать себя не с лучшей стороны. Возникнет какой-то раздражающий фактор, и он скажет грубое слово или сделает резкое движение. Поймите правильно, что мы не можем по некоторым поступкам определять человека. Мы можем только его взвесить и понять в совокупности. Что у него больше преобладает? Любовь, сострадание и помощь людям или в большей части своей жизни он раздражается, гордится, бесчинствует, осуждает, унижает и т. д. до бесконечности.

Что больше в нас доминирует? Если в нас больше любви, если в нас больше глубина переживаний и мы упражняемся в этой любви, то это чувство переходит в состояние. Поэтому, глядя в глаза человека, мы должны признать его природу. Мы не можем судить его по отдельным каким-то поступкам. Но когда вы присмотритесь и поймете глубину души человека и вникнете в суть его жизни, то только тогда вы можете высказать свое мнение. А так бойтесь сказать о человеке плохое или хорошее. Лучше просто промолчите. Не говорите: « Ах, как я изумляюсь твоей жизнью! Вот сестра, которую я нашла. Вот настоящий человек!» Но когда-то придет разочарование, и вы увидите ее не в самом лучшем свете. И вы разочаруетесь раз, два, три, пять, десять раз и тогда поймете, что человек бывает разный. И при всей нашей внешней схожести – мы все разные изнутри. Когда мы поймем то, что люди бывают разными, тогда и сможем понимать человека. А понимая его, мы увидим красоту его души.

Поэтому насколько бы вы ни знали даже самых близких людей, вы можете так и не понять даже своих детей и мужа. Поэтому и происходят крики, скандалы, всякие недоразумения. Порой люди живут по 50-70 лет совместно и не знают друг друга. Был случай, когда пришли очень пожилые люди за 100 лет в суд с решением развестись. Судья говорит: “ Вы 70 лет прожили вместе и собираетесь сейчас развестись? ” Вы понимаете, что и 70 лет бывает недостаточно, чтобы понять человека. Но если мы однажды проявим чувство понимания. Например, возьмем детско-родительские конфликты. Извечная проблема! Если однажды мы возьмем ребенка, посадим его на диван и дадим ему высказаться, убрав все вот эти образы мудрого отца, сострадательной мамы. Вот так вот просто сядем и выслушаем своего ребенка. Пусть он выскажется. И тогда что-то мы сможем о нем понять. Когда вы последний раз дали возможность высказаться своим детям? Или они высказываются где-то на стороне друзьям? И получается, что мама и папа это не друзья. Это кормильцы и воспитатели. Или может быть еще спонсоры будущей жизни. Дать образование, купить квартиру и т. д. А вот дружеские отношения почему-то остаются где-то там на других фронтах. И где-то там, на стороне, они делятся сокровенным. Не дома, на диване, прижавшись к материнской груди, а на стороне. И это боль. Потому что вы до сих пор и не поняли, кто ваши дети. С чего они слеплены, как с ними общаться, какой язык выработать для общения, чтобы друг друга слышать? Ребенок говорит одно, вы говорите другое и получается какая-то дистанция между вами. Как будто вы рядом, а расстояние между вами метров в 200. Один кричит и пытается доказать, так же и второй. Но никто друг друга не слышит. Эту дистанцию человек чаще всего сам себе устанавливает.

Я это говорю к тому, что в принципе для того, чтобы полюбить человека и узнать всю его глубину, нам необходимо выработать правильное отношение к нему. И все, что вы будете эмоционально переживать вместе со своими близкими, будет вырабатывать внутренний опыт, который и определит будущее состояние вашей души. Будете вы любить или нет. Это и определит, достигнете ли вы уровня Христовой любви, или вы также и останетесь на уровне каких-то ежесекундных чувств.

Прошли все чувства, угасла молодость и все, и мертвый человек. Нет у него никаких чувств. Понимаете? Наше правильное отношение к детям и к другим нашим близким определяется чувственностью. Если вот эту нашу чувственность правильно направить, то она будет работать и в отношении близких людей. Приведу пример. Для того, чтобы дети лучше кушали, мы поставим какой-нибудь гаджет и будет пихать в него, что нам вздумается. Но если мы будем развивать и в себе, и в своих детях чувство благодарности Богу за посланную пищу и благодарности людям, которые ее приготовили, то это и будет рождать ту самую любовь. Нет благодарности, нет чувства признательности – не будет любви. Мы будем о ней только говорить и мечтать. Но она так и останется только где-то в очень далеких мечтах.

Поэтому я призываю всех понять такой механизм работы наших чувств. И если мы к закату своей жизни зададимся целью все-таки стяжать любовь Христову, то мы должны поработать над своими чувствами внутри себя. Не умерщвлять их, а дать им продолжение. Аминь.