Вы здесь

Для единства человека с Богом необходимо единство человека с человеком (Проповедь 26.07.2020)

вторник, июля 28, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Господь наш Иисус Христос, через Евангельское Благовестие, учит нас быть едиными. Едиными в Боге, едиными друг ко другу. И поэтому Святая Православная Церковь, воспевая это единство, призывает всех верующих быть едиными сердцем, едиными устами и единою душою. Это единство не имеет ничего общего с каким-то образом. Вот представили какой-то образ единства и к чему-то стремимся. А к чему - непонятно. Это единство имеет самое глубокое и важное значение для каждого человека, который приходит в лоно Церкви.

Мы видим людей одиноких и говорим, что эти люди несчастны. Человек замыкается внутри себя, он обижен и обозлен на весь мир. Он смотрит на человека, и у него возникают очень плохие чувства в отношении его. Он не любит человека. Он даже уже не любит самого себя. Ему жизнь становится в тягость. И жизнь его уже настолько единолична, что все свои заботы он проявляет только в рамках самого себя. Эту жизнь человека по справедливости можно назвать несчастной.

И к этому единству призывает Церковь. И это относится к каждому человеку. Это не значит, что нужно быть едиными с теми, кто интересен. Вот выбрал себе круг по интересам, нравится человек - я с ним общаюсь; если не нравится человек - я с ним не общаюсь. Если он вызывает во мне неприятные чувства, значит, этот человек не мой. И мы выставляем дистанцию между ним и собой. И таких людей, которые неприятны, может быть множество. Нам приятны только те, которых мы любим. Даже пусть не очень любим, но вынуждены быть в одном кругу и поэтому, ну раз так надо, пришел в Церковь - надо попросить прощения. Ну, если так надо, то я попрошу: «Простите меня грешного. Простите меня грешную» И этим все единство заканчивается. Попросил прощения - получил прощение в своих грехах и нам кажется это достаточным. Это ошибка!

Господь требует от нас такого глубокого и нераздельного единства, которое ни при каких обстоятельствах не может нас разделить. Об этом единстве писал апостол Павел, говоря: «Кто меня разлучит от людей Божиих? Ни скорбь, не теснота, ни страдания». Вот какое у него было единство! И он готов был за жизнь своих близких людей отдать свою собственную. Вот где единство! И в этом единстве торжество радости, торжество духа. Когда мы имеем родственные узы, то это единство более генетическое. Но если мы говорим о единстве духа, то имеем в виду состояние высокого порядка. Когда человек становится одним целым всем своим существом. Вдумайтесь только в эти слова. Всем своим существом! Думать как все, поступать таким же образом как они.

Ведь не случайно на Святой горе Афон есть такая практика, когда говорят, что все живущие в монастыре должны думать и поступать как игумен. Это кажется странным, своего рода насилием над человеческой волей. Почему они должны думать и поступать как игумен? Но в этом единодушие. Это не значит видеть недостатки игумена и поступать так, как он поступает неправильно. Я имею в виду в отношении добрых поступков. И вот это единодушие, единомыслие делает нас семьей. Единой, цельной и никогда не разделяющейся. И чтобы не случилось - политические нестроения, либо скорбь какая-то или теснота, болезни, коронавирус или еще что-то подобное - уже неважно, мы неделимы. И что бы не случилось - мы вместе. И это помогает человеку духовно развиваться и быть едиными с Богом.

Если мы думаем стать едиными с Богом, но отказаться от единства с человеком, мы глубоко ошибаемся. Не будет тогда единства с Богом. Знаете почему? Потому что Бог в том человеке. Он может быть плохим, как нам кажется. Хотя чаще всего мы сами определяем: «Ты плохой, ты хороший». Это только слова. Но если убрать все слова, а понимать только суть вещей, то она будет в том, что в каждом человеке есть частичка Бога. Если мы его отторгаем от себя как вредный элемент, который нам не нравится, мы отторгаем от себя частичку Бога.

Вот мы сейчас стоим перед Богом, перед святыми иконами, молимся, просим, чтобы Господь был един с нами, принимаем Святые Таинства, но не ощущаем Бога. А причина в том, что было время, когда мы отторгли от себя человека, мы не захотели заключить с ним союз. И когда пришло время заключить союз с Богом, мы оказались неспособными к этому. Потому что Господь уже предлагал Самого Себя и поэтому Он и говорит, что: «Если вы презрите кого-то из малых сих, то вы меня презираете. Если вы в больницах не посещали, значит, вы меня не посещали». Это означает, что если вы не посещали ближнего в болезнях, либо в заточении, значит, отказывались от самого Христа.

Поэтому если мы начинаем свой путь духовного совершенствования, если мы искатели Бога и соискатели единства, то первое, что мы должны с вами сделать - это войти в единение с человеком, а через это – с Самим Богом. Только через человека мы можем войти в это духовное воссоединение. И когда мы воссоединяемся, как я уже сказал, происходит торжество духа. Мы чувствуем даже на физическом уровне это торжество. Нам хорошо, у нас нет врагов. Мы привыкли всех разделять: плохой - добрый, нравится - не нравится. Уберите границы, перестаньте определять плохой - злой; добро и зло. Вот уберите все эти слова, постарайтесь увидеть в каждом человеке Бога. И не смотрите на его поступки, какие бы они ни были вопиющие, неприятные и режущие нам глаза. Ведь завтра он может быть другим человеком.

И поэтому себя и каждого из вас призываю войти в это единство. И только с этого начинается наше Православие. Без единства нет ни христианства, ни Православия, ни духовности. И ни каких других свершений, ни каких духовных развитий не произойдет, потому что, отторгая самое святое, мы отторгаем все остальное. Поэтому давайте учится быть едиными.

Конечно, каждый из нас имеет прекрасную возможность быть разными. Ведь мы же отличаемся друг от друга - и это правда. Но, несмотря на все наши отличия в характере, в нашей эмоциональности, в наших убеждениях, в наших интересах и увлечениях, есть одно, что нас объединяет - это Господь. Интересы могут быть и разными, но в каждом есть Господь. И когда мы все будем в Боге, и Бог будет в нас – считайте, что мы уже достигли блаженства. Вот с чего начинается рай!

И вот это глубокое, опытно переживаемое чувство и есть торжество духа. Это и есть та базовая величина, от которой мы должны отталкиваться. Это такая стартовая основа, от которой мы идем дальше. И тогда не будет вот этих постоянных колебаний: упал - встал, упал - встал и так до конца в течение всей жизни. Вот поднялся на высоту единства Бога с человеком, и потом уже по лестнице начинаешь двигаться дальше в своих добродетелях. И без этой вот базовой величины мы никогда не будем двигаться вперед. Будет так себе жизнь. Вроде как верующий - верующий, вроде христианин - и не христианин, вроде живет добродетельно, любит - но и не любит. Какие - то две стороны постоянно. И любит - и ненавидит; и в Церковь ходит - и раздражается; и причащается, и говорит слово хорошее, прославляя Бога - и тут же потом каким-то словом боль человеку причиняет. Не будет потом вот этих разногласий, будет потом стабильность. С единства начинается наше стабильное развитие вот этого духовного, внутреннего человека. Это блаженство, которое мы испытываем - мы его должны запомнить и потом не возвращаться назад ни в коем случае, а идти дальше. Раздвигать вот эти границы, которые мы сами устанавливаем между человеком и Богом. И тогда исчезают наши рамки добра и зла, исчезают плохие люди.

Я уверен, что когда Господь на нас смотрит, Он не видит в нас зла. Он видит в нас болезнь. И первой целью Его прихода на землю, была цель исцеления человека. Он не пришел, чтобы уничижить человека и причинить ему такую боль, чтобы он запомнил ее на всю жизнь и испытывал муки и в этой жизни, и в будущей. Он пришел исцелить. Понимаете? Он пришел, чтобы мы поменяли свое сознание, поменяли свое отношение ко всему. Так давайте, дорогие мои, поднимемся на эту высоту единства Бога и человека, которую Господь нам установил через Свою жизнь, и пойдем дальше твердыми и уверенными шагами к Богу. Аминь.