Вы здесь

Для полноценной жизни необходимо раскрыть свои глаза (Проповедь 06.06.2021)

вторник, июня 8, 2021

Христос воскресе!

Поздравляю, дорогие отцы братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня во время богослужения мы слышали евангельскую притчу об исцелении слепого: “9.1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.9.2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?9.3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.9.4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.9.5. Доколе Я в мире, Я свет миру.9.6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,9.7. и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.9.8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?9.9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.9.10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?9.11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.9.12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.9.13. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.9.14. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.9.15. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.9.16. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.9.17. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.9.18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего9.19. и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?9.20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,9.21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.9.22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.9.23. Посему‑то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.9.24. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.9.25. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.9.26. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?9.27. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?9.28. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.9.29. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.9.30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.9.31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.9.32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.9.33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.9.34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.9.35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?9.36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?9.37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.9.38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.”(Ин. 9, 1–38)

Мораль этой истории в том, что Господь пришел просветить этот мир и дать прозрение тем, кто слеп. Этот Божий свет нам преподается в Божественном слове, в Евангелии. Если мы к нему чутки и не привязаны к букве закона, особенно Ветхого Завета, ты мы, действительно, найдем там свет. В чем он выражается? А выражается он в любви, добре и в соблюдении своей совести в чистоте. А святые отцы и заостряют наше внимание на том, что око нашей души – есть совесть. Если мы научимся ей пользоваться и будем соблюдать ее в чистоте, то через этот Божий инструмент Господь будет вещать нам Свою истину и пытаться дать нам Свет. Это окно в нашу душу.

Конечно, нельзя сказать, что на пути этого духовного просвещения есть те, которые достигли чего-то большего и те, которые достигли мало. Об этом сложно судить. Об этом может судить только Бог, Который все видит, знает, понимает и смотрит в глубину души, и видит тайну того, что происходит в ней. Это очень похоже на ручей, который стекает с горы, потом он впадает в море, потом испаряется в облако, а затем облако опять ложится на гору, с которой опять стекает ручей. Так и здесь. Это нескончаемый процесс духовного просвещения всего человечества. Неважно, кто на этой горе и в каком месте находится: или высоко, или низко; в долине, в ущелье или близ моря. Это уже не имеет значения. Мы все идем по пути этого духовного просвещения и обновляем себя. Вот что важно понимать. Тогда у нас не будет предвзятого отношения к другим людям. Мы не будем думать, что ходим в церковь, соблюдаем все обряды и участвуем в Таинствах, и потому мы лучше тех людей, которые за пределами храма. Раз они якобы не познали Божественную истину, то они находятся во тьме. Вот не можем мы так судить!

Из-за нашего непонимания мы порой говорим такие вещи, которые вне нашего взора. Это тайна человеческой души. Как так произошло, что фарисеи, которые хорошо знали букву закона и остались слепцами, а те, которые находились вне закона и были порицаемы в народе как грешники, вдруг оказывались зрячими и видели, и понимали больше, чем другие. Нам главное не пойти путем фарисеев. Хотя нам и хочется порой этим путем пойти, считая себя лучше, чем кто-либо другой. Уберите эти категории: лучше, хуже. Бог лучше знает, кто хуже или лучше, кто более достоин, а кто менее, и кто из нас слепой, а кто зрячий.

А нам просто нужно признать свою совесть запятнанной и нуждающейся в покаянии и очищении, признать, что мы слепцы, которые нуждаются в Боге. Знание того, что мы в какой-то степени слепцы, может перевернуть всю нашу жизнь. А этим знанием определяется наша необходимость в Боге. Насколько вы признаете себя слепыми, настолько у вас и есть необходимость в Боге. А если вы считаете, что вы все знаете, понимаете и не нуждаетесь ни в чем и ни в ком, вам не нужны ничьи советы и наставления, то это означает, что и Бог вам особо и не нужен. А зачем? Зачем, если вы и ваш сосуд души уже наполнен тем, что вы думаете о себе.

Вот, что нам нужно сделать. Прежде всего, необходимо вылить этот сосуд наших знаний, и предоставить возможность Богу его наполнить. А это нужно для того, чтобы и сущность свою определить и свое предназначение и чтобы у нас появилось строго определенное понимание, куда мы все-таки идем. Куда вы идете? К чему вы идете? Вот что мы должны понимать! А современный человек не знает, куда идет. Он идет за всеми, но не знает куда. Так и в церковь: вроде бы все вошли и никто не стоит за пределами храма. Но вопрос в том, куда мы все идем? Мы идем к Богу? Но как мы идем и что для этого делаем?

Я нахожу единственный способ нашего духовного просвещения. А он заключается в том, чтобы пробудить себя и сказать: «Господи, я слеп! Я это понимаю, и я нуждаюсь в Тебе! Дай мне то, что сделает меня способным видеть Тебя, видеть красоту души во всем, что соприкасается со мной в жизни. Я хочу видеть красоту Твоего творения во всем. Неважно, что или кто это будет. Будет ли это насекомое, животное, или человек». Важно увидеть красоту Бога во всем. Вот где прозрение! Когда мы вокруг себя видим жизнь во всех ее проявлениях. А она, обратите внимание, бьет ключом. Это человек страдает, и, конечно, зачастую по причине того, что он безумен, страдает и природа. Страдает из-за наших грехов. Но позвольте себе быть настоящим человеком в полной мере. Выйдя из храма, вдохните в себя воздух и почувствуйте, насколько он свеж. Не торопитесь бежать домой. Пробудите свою душу, включите все свои чувства. Оглянитесь вокруг себя и поймите, как все замечательно в этом мире! Необязательно, закрыв глаза, думать о том, что нам будет хорошо в вечности.

Вы вот откройте глаза и посмотрите, как хорошо уже в этом мире. Загляните в глубину своей души и посмотрите, что вы там увидите. Включите свое обоняние. Прочувствуйте, насколько прекрасно пахнет этот мир. Возьмите любой предмет и прочувствуйте в нем благость Господню. Обратите внимание на то, как это радует ваш взгляд. Ваш слух радует пение птиц, радуют какие-то замечательные слова, сказанные рядом находящимся человеком. Мы сможем услышать Бога, сможем услышать свою совесть. Именно это делает нас настоящими людьми с открытыми глазами.

Откройте свои глаза и посмотрите, условно, конечно, глазами Бога на этот мир. Вот попробуйте представить, как Бог смотрит на этот мир. А я вот так и вижу, что Господь смотрит на мир в других красках. Он видит красоту, и Он никого не осуждает. У Него нет необходимости кого-то особенным образом прощать. Потому что Он всех понимает. Он понимает нас как детей, как близкое Себе существо. У Него всегда есть готовность простить и принять. Что будет, если вы посмотрите на мир такими же глазами и увидите его в других красках? Ваша жизнь изменится прямо сейчас. Это произойдет не завтра, и не в понедельник следующей недели, а прямо сейчас может все измениться. Это зависит от того, как мы отнесемся к миру прямо в эту минуту. Пробудитесь, проснитесь, откройте глаза! Потрогайте стоящего рядом с вами человека и ощутите, что в нем живет Бог и что он и есть то существо, ради которого мы должны жить. Вот так все просто. Не надо все в этой жизни усложнять и говорить: “ Господи, как же все в этом мире сложно!” Поверьте, нет ничего сложного. Бог прост в понимании. Жизнь проста в понимании. Мы тоже просты в понимании. Все что нужно – открыть глаза. А, открыв глаза, попросить Бога, чтобы он дал нам Свой взгляд на этот мир. И тогда мир преобразуется внутри вас и вокруг вас. Аминь.