Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня во время службы мы слышали Евангельскую притчу о заимодавце: “23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу". 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и всё отдам тебе". 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.” ( Мф. 18: 23 – 35)
Мораль этой притчи в том, что Господином представляется Господь, Которому мы тоже задолжали. Мы взяли у Бога взаймы от земли плоть, мы взяли душу и взяли бессмертный дух, который должны были вести в вечную жизнь. И наш долг перед Богом в том, что мы не оправдали Его доверия. Мы должны быть хорошими людьми, а в нас доминирует зло. Мы должны были быть глубокими, великодушными, а нас поражают такие духовные болезни, как гордость, себялюбие, сребролюбие, властолюбие. И мы, опять же, свою душу не отдали Тому, Кому она принадлежит. И дух бессмертный, который должен унаследовать вечную жизнь, к сожалению, опять же, раболепствует страстям. И вместо того, чтобы войти в единение со своим Господом уже при жизни и быть с Богом одним целым, мы отделяемся, выстраиваем стену между собой и Богом. Эта стена становится за всю жизнь непреодолимой.
Вся правда в том, что человек и сам этого не понимает. Ему кажется, что вся его жизнь проходит в порядке вещей, и что так и должно быть. Все мы страдаем, скорбим, мучаемся, болеем и думаем, что так и должно быть, потому что все мы умрем. Нам представляется, что жизнь является такой несчастной юдолью, которую человек должен пронести в своем существовании. Мы забываем о таких внутренних состояниях как радость, мир, покой, понимание человека, видение Бога. Если все это нам чуждо – значит мы все же не выполняем свое предназначение и не оправдываем перед Богом свою жизнь.
То же касается и духа. К сожалению, так случается, что страсти настолько нами овладевают, что мы начинаем себе не принадлежать. Ему кажется, что так и должно быть. Т.е. дух страдает, нашла на него печаль, уныние, тоска, жить не хочется. Это тяжкое состояние духа. Если он не хочет жить, значит, в его жизни что-то сломалось, значит, человек принципиально свою жизнь выстраивает неправильно. Он мучается, страдает, но так не должно быть. Каков должен быть человек? Он должен быть жизнерадостным. Если он улыбается – это красиво! И чем больше он улыбается, тем более он становится красивей. Улыбаться часто – это хорошо! Испытывать радость – это прекрасно! Чувствовать бодрость духа, а с бодростью духа и хорошее самочувствие тела – это прекрасно! И так и должно быть. И наша старость должна быть в сединах, но благолепной. В глазах должен быть не потухший огонь жизни, а, наоборот, мудрость, искринка радости, глубокий ум человека. Вот каким должен быть человек.
А духом он должен быть единым с Богом. И все, что видит Господь Своими глазами, то должен человек увидеть глазами Бога. Как я уже неоднократно говорил - это другие краски. Он видит жизнь по-другому. Она прекрасна. Нет такого существа на земле, которое не приносило бы ему удовольствия. Находиться рядом с человеком ему в удовольствие. Он видит животное и берет какую-то частичку сладости Господней. Он видит окружающую природу – и ему хорошо. Ему везде и со всеми хорошо. Вот наше предназначение! Вот нормальное, естественное состояние человека.
И если в нашей жизни что-то пошло не так, то мы должны рассмотреть эти три важных для себя аспекта. Тело. Кому оно служит? Если оно служит самому себе – значит, ждет его несчастье, потому что тело должно служить духу. И вот здесь очень важно понимать, что в человеке все должно быть тождественно и сохранять духовное равновесие. Тело и дух должны находится в равновесии. Тело требует покушать, а дух говорит : “ Много не ешь “. И в этом – равновесие. Да, в нашей поврежденной душевной природе мы хотим быть первыми, выше всех, получить самую высокую оценку, чтобы о нас говорили только хорошо. А дух говорит душе: « Постой. Не забывай, что ты в себе несешь грех. И плохо если ты будешь возвышаться. Помни, что Господь только смиренным дает благодать». И он останавливает человека – и опять сохраняется равновесие. Человек может достигать каких-то высот, делать что-то полезное в обществе, но дух ставит ему определенные условия. Ни поврежденная душа, ни тело, которое иногда, как животное, просит только своего. Понимаете? Между двумя этими аспектами души и тела есть дух, который должен ставить всему условия.
И тогда наступает гармония во всем. Он не мучается телом, потому что дух им руководит. И не мучается человек душой, потому что на первом месте всегда ставит дух, вечную жизнь, присутствие Бога, предстояние перед Ним и непрестанную к Нему молитву. Вот где нормальное состояние человека! И тогда жизнь становится прекрасной. Каждый день – это радость. А каждый последующий год – это мудрость. А когда он уже на пике своих возможностей, я говорю не на пике болезней, а на пике возможностей, там уже в каждой сединке этого человека есть премудрость. И если мы научимся так жить – то все в нашей жизни будет хорошо.
И самое главное – мы всегда сможем понять другого человека. Ему плохо – мы вспомним, что мы когда-то тоже были на его месте. Он нам что-то задолжал – ничего страшного, мы без этого будем жить дальше. Простите это. Господь отпустит и простит нам какой-то грех. Понимаете? А вот, например, мудрые люди на Святой горе Афон в монастырях никому ничего не одалживают. Они приходят один к другому и говорят: « Мы отдадим столько, сколько у нас есть, сколько мы можем позволить себе. Но забирать обратно не будем, чтобы не оставаться врагами». И в этом - премудрость. Приходит к вам, просит человек – не говорите ему: “ Пожалуйста, верни мне через годик-другой“. А вы так конкретно и говорите, что: «Я освобождаю тебя от обязанности отдавать этот долг. Но если ты захочешь – можешь отдать. Но если ты будешь испытывать и дальше трудности – имей в виду, что долг возвращать не надо. Но я тебе даю ровно столько, сколько я могу тебе дать». Понимаете? Тогда мы не будем связаны вот этими долговыми обязательствами. И освободим от этого и себя, и другого человека. И он не будет жить с постоянной мыслью о возврате долга. Потому что у человека в такой ситуации включается греховная природа и он начинает хитрить, чтобы как-то избежать этого долга. Не надо этого делать. А еще лучше не одалживать, а давать. Это будет гораздо полезнее для человека.
Поздравляю еще раз вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем и призываю каждого из нас, чтобы мы выполнили свое предназначение к Богу и были тем, кем мы должны с вами стать. Аминь.